• пятница, 19 Апреля, 12:45
  • Baku Баку 25°C

Призвание - театр

08 декабря 2015 | 15:12
Призвание - театр

ТАЛАНТЫ
Сегодня в гостях у газеты «Каспiй» молодая, но очень талантливая актриса Русского драматического театра им.Самеда Вургуна. Она амбициозна, харизматична, умна, красива. Корифеи РДТ утверждают, что Мария Дубовицкая - одна из немногих, на кого они возлагают большие надежды.
Но Мария не сидит в ожидании завтра, она активно работает: репетиции, прогоны, спектакли... Упорным трудом она вновь и вновь доказывает свое предназначение, прекрасно справляется со всеми предложенными ей ролями. В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» актриса Мария Дубовицкая рассказала о своем не совсем обычном приходе в профессию и планах на будущее.
- Мария, с чего началась ваша театральная карьера, как вы попали в театр?
- Когда мне исполнилось 10 лет, я всерьез занялась спортивно-бальными танцами. Это увлечение буквально поглотило меня и в итоге привело в Бакинское хореографическое училище, куда я поступила на отделение народных танцев. Сначала мне это очень нравилось, но ближе к выпуску я уже не представляла себя в этой сфере. В училище нам преподавали курс актерского мастерства, который завершился госэкзаменом. И вот на третьем курсе для подготовки к экзамену к нам пригласили актрису Русского драматического театра Ругию Гулиеву. Она ставила с нами номер, много репетируя и оттачивая наши навыки.
Как-то она спросила меня, планирую ли я продолжить танцевать или вижу себя в другой сфере. На тот момент я еще не определилась и честно призналась в этом. И тогда она рассказала мне о Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна. Конечно, я знала этот театр, ведь в детстве нас часто водили туда на сказочные постановки, и одним из ярких воспоминаний стали именно эти походы. Но о том, что я сама буду играть на этой сцене, конечно, и подумать не могла. Ругия ханым поведала мне о театральной жизни, о ее буднях и праздниках, и это меня очень заинтересовало. Тогда же Ругия ханым предложила прийти к ним и попробовать свои силы на прослушивании. Она сказала: «Все зависит от тебя. Соберись с силами и попытайся, а если повезет, театр примет тебя».
Я решилась, прошла прослушивание у главного режиссера Александра Шаровского, и уже в 2008 году была принята в труппу Русского драматического театра.
- Вас взяли сразу после прослушивания или был назначен испытательный срок?
- Да, конечно. Поначалу меня включили во вспомогательный состав: где-то танцевала, где-то стульчик выносила... Постепенно вжилась в коллектив, познакомилась со сценой. Пройдя испытательный срок, я получила возможность полноценно работать в труппе.
- Изменились ли за это время ваши впечатления и ожидания от театра?
- Придя в театр, я о нем особо ничего не знала. Да - сцена, да - спектакли, в ходе которых актеры что-то вещают зрителям, и все. Но когда я углубилась в профессию, театр открылся для меня с совершенно другой стороны. Это нечто многогранное, причем работать и учиться приходится каждый день на протяжении всей жизни.
- Вы помните свое прослушивание - что читали, что делали?
- Честно говоря, плохо помню... Мне тогда было всего 18, и я ужасно волновалась. Основное здание театра в тот момент было на ремонте, и прослушивание проходило в помещении Клуба моряков. Я пришла, а там уже сидят главный режиссер театра, тогдашний замдиректора (ныне директор театра) Адалят Гаджиев и актриса Ругия Гулиева. Я ощущала себя маленькой неопытной девочкой перед лицом светил.
- Тогда вы уже ставили перед собой цель стать актрисой или полностью доверились воле судьбы?
- Нет, я не шла наобум. Я всегда ставлю перед собой цели и стараюсь их добиваться. Идя в театр, я уже знала, что хочу остаться там. Прослушивание не было для меня слепым, я мечтала связать свою дальнейшую жизнь с этой профессией. Ругия ханым много рассказывала о театре, о том, каково это - выступать на сцене, работать над ролью. И я хотела все увидеть воочию и прочувствовать.
- Вы и сейчас продолжаете учиться - где, чему и для чего?
- Актерской профессии научиться невозможно. Актер всегда должен самосовершенствоваться, тут нет каких-то ограничений и профессиональной планки, которой можно достичь и остановиться, надо постоянно развиваться. Да, я сейчас учусь в Университете искусств на факультете актеров театра и кино. В этом вузе давно не было курса на русском языке, и многим из нас было сложно постигать мастерство без обучения. В прошлом году у нас появилась такая возможность - в Университете искусств открылось русское отделение.
- Вы видите себя только актрисой?
- В данный момент - да.
- А какого амплуа?
- Скорее драматического. Не знаю, почему - видимо, это мне больше по душе.
- Сценический талант вы обнаружили в себе лишь в театре или задатки наблюдались и раньше?
- Конечно, у нас в училище были уроки актерского мастерства - в танце ведь тоже важно показать характер. Это не просто комплекс движений, без формы и содержания танец пуст. Настоящий номер не получится без частички души и силы воли исполнителя. Каждый человек индивидуален, и одну и ту же роль все артисты исполняют по-своему. Каждый танец, как и роль, несет в себе определенную идею, нельзя выйти на сцену без желания донести ее до зрителя.
- По-моему, самое сложное в работе актера - заучивание текста роли…
- Как раз с этим у меня проблем не было. Я никогда не жаловалась на память, поэтому выучить роль для меня всегда было легкой задачей. Мне кажется, самым сложным для актера является процесс непосредственной работы над образом. Когда разбирается пьеса, по которой в дальнейшем ставится спектакль, идет разработка характера и личности каждого присутствующего в ней героя. И задача актера, как и режиссера, - найти этот образ, примерить на себя, пропустить его через свою душу и только потом уже выдать на сцене.
- Легко ли это дается?
- Все зависит от образа, его глубины. Есть роли тяжелые, которые чисто психологически даются нелегко. Иной раз зритель, сидя в зале, думает: как же все легко и просто, а на самом деле актеру пришлось вложить в образ немало душевных сил и переживаний. А бывает наоборот: кажется, что актриса переживает, страдает на сцене, а на самом деле роль далась легко, поскольку воплощаемый образ близок и понятен ей. Все зависит от совместимости актера и роли.
- А с какими ролями совместимы вы?
- Например, с ролью Нины Арбениной в «Маскараде». А вообще, каждая роль мне близка, ведь я оставляю в них частичку себя, своей души.
- Если всю жизнь оставлять в ролях частичку себя, что же останется самому себе?
- А для этого нужно научиться отвлекаться от роли после того как она сыграна. В гримерке, когда костюм уже висит на вешалке, нужно понимать, что все это нужно оставить здесь. Можно возвращаться к сыгранным ролям, думать о них, но проживать жизнь той или иной героини непосредственно в своей жизни ни в коем случае нельзя. Получится, что ты замыкаешься, зацикливаешься на чем-то одном, будет труднее примерить что-то другое, а это противоречит специфике нашей работы. У нас иной раз по 20-25 спектаклей в месяц, и все абсолютно разные. Если каждую роль держать в себе, то долго не протянешь - для этого есть репетиционный зал, где роли разбираются и примеряются, и уже к итогу таких тренировок наступает момент, когда понимаешь: в нужный момент ты можешь легко «снять» ее с себя, или «надеть».
- А были роли, от которых по тем или иным причинам пришлось отказаться?
- Мы не можем выбирать себе роли. Это делает режиссер, утверждая тех, кого хочет видеть в том или ином спектакле. Мы лишь выполняем свою работу - либо справляемся с ней, либо нет. Мне пока посчастливилось не получать таких ролей, которые я категорически не хотела бы играть. Пока все складывается удачно.
- Какие отношения у вас со старшим поколением актеров театра?
- Они, как мудрые друзья, всегда и во всем нам помогают. Со стороны ведь виднее, что правильно, а что - нет. Тут еще сказываются и опыт, и возраст, и знания. К молодому поколению актеров наши корифеи относятся очень трепетно, и мы отвечаем взаимностью. Особенно ценна такая поддержка во время гастролей. Вот недавно наш театр был в Санкт-Петербурге. Мы показали там два спектакля - «Федра» и «Маскарад», и они очень хорошо были приняты российскими ценителями театра. Но я не об этом… На гастроли поехали и молодые актеры, и признанные мастера сцены. И мы были единым целым, поддерживали друг друга, помогали, при необходимости давали советы. Мы получаем от старшего поколения актеров мощную поддержку, и особенно ощущается это на гастролях.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
banner

Советуем почитать