• пятница, 29 Марта, 02:26
  • Baku Баку 7°C

Санкции лишены логики

06 декабря 2015 | 16:01
Санкции лишены логики

ВЗГЛЯД
Не успели запретительные меры российского руководства относительно связей с Турцией в различных сферах вступить в силу, как они уже подверглись зачастую вполне справедливой критике.
Инцидент, из-за которого имеет место нынешнее охлаждение российско-турецких отношений, был чисто военным: турецкие истребители сбили российский бомбардировщик Су-24, оказавшийся почему-то без полагающегося в таких случаях воздушного прикрытия в лице истребителей.
Соответственно и отвечать Москва должна чисто военными мерами, а именно - усиливать прикрытие своих бомбардировщиков, вылетающих на боевые задания, развернуть зонтик ПВО и т.д., что, кстати, уже осуществляется.
Но не надо было рвать экономические, а тем более гуманитарные связи. Это, во-первых, вредит самой российской экономике и так зажатой в тиски санкций и контрсанкций стран Запада. Во-вторых, негативно отражается на отношениях между российским и турецким обществом. Ведь связи между культурами и народами двух стран можно испортить в одночасье, а восстанавливать придется долгие годы, если не десятилетия. Ну и, в-третьих, подобное поведение просто не солидно для такой великой державы, какой, без сомнений является Россия.
Об эффективности введенных российскими властями запретительных мер в отношении Турции, перспективах двусторонних отношений и дальнейшем развитии событий в Сирии в интервью газете «Каспiй» рассказал доктор исторических наук, профессор, действительный член Русского географического общества, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
- Насколько адекватным был ответ России на инцидент с Су-24 (экономические санкции, разрыв всех отношений с Турцией и т.д.)?
- Пока ответ я считаю не адекватным. Из адекватного можно назвать только предпринятые меры военного характера: размещение С-400, усиление группировки ВКС, фактическое (а не помешало бы сделать и де-юре) объявление части воздушного пространства Сирии бесполетной зоной, по крайней мере - для турецких ВВС. Экономические санкции как элемент общего ответа тоже были бы хороши, но в случае, если они были бы более последовательны. Пока получается - помидоры покупать нельзя, а газ продавать можно, логика отсутствует. Интересы «Газпрома» оказываются выше логики.
Разрыв отношений же выглядит, как и экономические санкции, противоречиво. Закрытие турпотока российских граждан относится к мерам безопасности. А вот прекращение научных, культурных, образовательных связей - это дикость, если не сказать большего. Напротив, было бы правильно сейчас их активизировать и активизировать образцово-показательно, подтвердив, что для России и россиян Турция и клика Эрдогана - не одно и то же. Вместо этого появляются элементы общей антитурецкой истерии в СМИ - это то, что вообще недопустимо.
- Насколько эффективными окажутся экономические санкции Москвы против Турции и не ударят ли они бумерангом по российской экономике?
- Бумерангом? Это слишком гипертрофированно. Конечно, определенные издержки будут, и было бы неплохо правительству предусмотреть какие-то преференции для российских предприятий и граждан, которые пострадают в результате санкций против Анкары. С другой стороны, в ряде отраслей это можно воспринимать как часть политики протекционизма, которой мы (по крайней мере, декларируемо) следуем с момента возникновения Таможенного союза. Зачем везти помидоры из Турции, когда их и в Томске в теплицах неплохо выращивают и они вполне конкурентоспособны… Но это уже вопрос не столько о санкциях в отношении к турецкой стороне, сколько вопрос о стимулировании собственного производителя в России.
- Каковы после указа Путина перспективы российско-турецких отношений? Будут ли они реально испорчены до ухода из власти Эрдогана или в ближайшие несколько лет восстановятся без лишнего шума?
- Президенты приходят и уходят, страна останется. И Турция никуда не денется со всем комплексом объективно существующих взаимозависимостей для России. Географию указом не отменишь. Турция далеко не однородна, есть курдская проблема (а, к примеру, значительная часть страдающего сейчас от российских санкций турбизнеса содержится как раз курдами), есть еще латентный пока фактор турецких алевитов… В турецком обществе и без конфликта с Москвой существует мощный раскол между светским и религиозным населением и соответствующими элитными группами, есть проблема взаимоотношений Эрдогана и его окружения с военными…
- Не означает ли довольно спокойная реакция США и НАТО на инцидент с Су-24 и на ухудшение российско-турецких отношений то, что Вашингтон и Брюссель прямо заинтересованы в этом ухудшении и возможно приложили к этому руку?
- Конечно. Поэтому и не нужно развивать весь спектр наших противоречий с Турцией, нужен дифференцированный подход: турецкое общество и Эрдоган - отдельно, экономические санкции и военные предупреждения нельзя смешивать с гуманитарной составляющей, и т.д. В любом конфликте нужно сохранять опорные площадки для взаимодействия, чтобы было от чего оттолкнуться, когда начнется процесс восстановления отношений. А Вашингтон и Брюссель пока с удовлетворением наблюдают за тем, как помимо одной конфликтной зоны у границ России - Украины, стремительно формируется еще одна - турецкая.
- Как теперь, после российско-турецкой ссоры, будут развиваться события в Сирии?
- Борьба с терроризмом как причина российской военной операции в Сирии - правильный пропагандистский тренд, нельзя же всем в открытую говорить, что наша задача - сохранение легитимного сирийского руководства и собственных интересов Москвы в Сирии, которые, безусловно, есть. Россия, как и любая другая нормальная страна, должна свои интересы отстаивать и развивать. И боюсь, что без наземной операции все-таки не обойдется. Выиграет тот, кто начнет ее первой. После терактов в Париже было ощущение, что Францию провоцируют на это действие.
Сейчас, похоже, в этой роли Турция. Наземное присутствие означает контроль над территорией, и у нас в Сирии сейчас немало преимуществ перед странами НАТО или действующими с ними заодно арабскими государствами ССАГПЗ. Де-юре только Россия и Иран действуют в Сирии по согласованию с законным правительством в Дамаске.
Де-факто иранские подразделения в наземных действиях уже участвуют. Действия наших ВКС наиболее масштабны и только мы имеем опорные пункты на земле. Ситуация в Сирии слегка схожа с обстановкой в конце Второй мировой войны в Европе, когда второй фронт союзников против Германии был открыт перед угрозой победы СССР и распространения советского влияния на всю Европу.
Задача США и их союзников состоит в том, чтобы успеть взять под контроль часть территории Сирии раньше сирийских правительственных войск и союзников Дамаска, чтобы затем иметь большее влияние на ход политического урегулирования. Сирия - не Европа, она небольшая по территории. И сейчас главное в том, кто будет господствовать на земле.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать