• пятница, 29 Марта, 11:45
  • Baku Баку 5°C

Бремя «старшего брата»

03 декабря 2015 | 12:10
Бремя «старшего брата»

РЕГИОН
Взаимоотношения России и Украины не только далеки от потепления, но и продолжают ухудшаться. Причем в этом процессе задействованы обе стороны. Если Москва вводит продовольственное эмбарго против украинских товаров и прекращает подачу газа, то Киев блокирует Крым и закрывает украинское небо для российских самолетов.
О последствиях откровенно враждебных шагов для двусторонних отношений в интервью газете «Каспiй» рассказал российский политический аналитик, публицист Василий Устинов.
- С чем связан недавний подрыв ЛЭП, ведущей из Украины в Крым - это специальная акция, поддержанная официальным Киевом и направленная на блокаду Крыма или действия неких партизан?
- Официальная позиция украинских властей по Крыму - это одобрение «по умолчанию» всего того, что экономически вредит интересам России. Трезвый взгляд свидетельствует, что крымские татары - это та постоянно существующая на полуострове проблема, которую будут всегда, по мере надобности, разыгрывать враждебные Москве силы. Никакого отношения к реальным условиям и проблемам проживания крымских татар на полуострове она не имеет.
Наоборот, есть большая и конкретная вероятность ее урегулирования по примеру Чечни и Татарстана. Вполне очевидно, что случившиеся чисто бандитские действия носят исключительно локальный характер и находится в острой фазе лишь по инициативе одного из представителей украинского олигархата.
- Кстати, Россия прекратила поставки газа Украине после того как Киев не предоставил очередной предоплаты за «голубое топливо». Какие будут последствия этого шага для Украины и Евросоюза?
- Поставки газа в/через Украину, безусловно, продолжатся. Договора о поставках «голубого топлива» в Западную Европу России не пересмотреть. Кроме этого, экономически это для нее невыгодно, так же как и невозможно в одностороннем порядке.
Так что поставки газа в Европу через Украину, включая все неизбежные потери, будут продолжены. Дело в том, что для Кремля кроме сухих цифр сведения «дебита с кредитом», имеет значение сохранение комфорта и спокойствия граждан Европы от этих поставок, также как надежность, авторитет и безопасность самой России.
- Официальный Киев с недавних пор своим решением полностью закрыл украинское небо для полетов российских самолетов, в том числе и для транзита. Чем вызван такой шаг, и какие он будет иметь последствия?
- Трудно комментировать подобные шаги, приносящие безусловное зло собственной экономике, лишающие бюджет столь необходимого и необременительного дохода. Когда деньги идут в казну просто за использование своих географических данных, отказ от них может быть обусловлен лишь внешним политическим давлением. Прозрачность столь откровенно недружественных России решений становится уже очевидной многим гражданам Украины.
Надо понимать, что на такое мелочное, я бы сказал, ребяческое вредительство, Москва не может отвечать подобным образом. Кремль вынужден, с одной стороны, оставлять Киеву возможность для восстановления добрососедских отношений, но с другой - защищаться от вредоносности подобных ограничений. К большому сожалению, это неизбежное бремя, если хотите, «старшего брата».
- Могут ли враждебные акции с обеих сторон (российское продовольственное эмбарго украинских продуктов, энергетическая блокада Крыма и закрытие неба для российских самолетов) привести к очередному витку жесткого противостояния России и Украины в Донбассе, то есть к эскалации боевых действий?
- Конечно нет. Говорить о бандитской диверсии, как об энергетической блокаде - сильное преувеличение. Энергетическая независимость Крыма решается на совершенно другом уровне. А стратегически - одновременно со строительством керченского моста, быстрыми темпами движется по проливу китайский кабелеукладчик JIANGONG1.
Кроме этого, взрывы ЛЭП - проплаченная бандитская акция, мало влияющая на общую ситуацию в регионе. Забавно то, что от нее пострадали и районы самой Украины. Это скорее местечковое «гибридное хулиганство». Но, к сожалению, опять страдают безвинные люди. Вероятно, подобным несогласованным диверсиям скоро будет положен конец, поскольку в этом заинтересованы как Киев, так и Симферополь.
К тому же Донбасс и Крым - это не вполне увязанные проблемы. И со временем они и вовсе будут рассматриваться в разных контекстах. Сейчас украинский вопрос, в конечном итоге, зависит от общей мировой ситуации, а конкретнее - от развития процесса в Сирии. Однако, как бы ни странно это звучало, в этом регионе наблюдается некоторая стабилизация: ощущается медленное, но неуклонное согласование в действиях основных игроков, находятся компромиссы, как в тактическом взаимодействии, так и в сближении взглядов по конечному урегулированию конфликта внутри «антиигиловской коалиции». Крупным игрокам в масштабной игре локальные украинские проблемы, озвучиваемые официальным Киевом, только мешают, и коллективный Запад, не теряя лица, может во многом уступить России хотя бы потому, что его стратегические приобретения на Украине уже велики.
В.РОМАНОВ
banner

Советуем почитать