• среда, 24 Апреля, 08:03
  • Baku Баку 13°C

Показатель интеллигентности,

29 ноября 2015 | 14:03
Показатель интеллигентности,

МЫСЛИ ВСЛУХ
Уже давно прошли те времена, когда автомобиль с удовольствием меняли на «хорошую» библиотеку. Нынче редко у кого дома можно встретить тяжелые книжные полки, а перед гостями не хвастаются собраниями сочинений Чехова, Толстого, Достоевского и других мировых классиков. Все это осталось в 80-х, когда лучшим подарком на день рождения была книга...
Сегодня именинник в крайнем случае промолчит (если уж очень уважает гостя), получая книгу в подарок. Фицджеральд, Сэлинджер, Маркес, Хемингуэй уже не интересны, Достоевский непонятен, Кобо Абэ незнаком, а Кафку и Борхеса и вовсе окрестили психопатами. С развалом Советского Союза система образования, при которой на лето школьникам и студентам задавали прочесть энное количество литературы, начала стремительно деградировать.
Эпоха возрождения
Конец 90-х - начало 2000-х Баку встретил двумя-тремя книжными магазинами. Да и те пустовали. Ситуация докатилась до того, что «Том Сойер» Марка Твена или же «Дети капитана Гранта» Жюля Верна канули для подростков в небытие.
Чуть больше 10 лет назад в Баку осторожно, но верно начали открываться книжные магазины. Это было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в России возродилась печатная индустрия, произведения новых и хорошо забытых старых авторов стали выпускать в качественных, современных переплетах. А, во-вторых, переживая кризис идей, киноиндустрия вернулась к экранизации бестселлеров. Если раньше сначала читали книгу, а уже через пару лет смотрели фильм по ее сценарию, то нынешняя ситуация полностью противоположна: просмотренный фильм подталкивает к прочтению произведения. Не торопитесь не соглашаться, вспомните Парфюмера, Гарри Портера, Властелина колец, Бригаду, ЛюбOFF...
Дешево - не значит неприбыльно
Но, к сожалению, киноиндустрия, которая могла бы вернуть желание читать, пошла не по лучшему пути. Экранизируются в основном довольно посредственные произведения, написанные в последние годы, которые не требуют от читателя особого ума. Да, были попытки экранизации «Мастера и Маргариты» или же классического ужастика «Вий». Но это скорее капля в море дешевой прозы. В отличие от зрителей, продюсеров и сценаристов можно понять. Ведь их цель - привлечь к просмотру фильма как можно больше народу, а не возрождать тягу к чтению. Потому-то и снимают то, что читают, а не то, что нужно читать. Так что если читатель и взял снова книгу в руки, то классические детективы Агаты Кристи, Эдгара По, Жоржа Сименона и Джеймса Чейза заменили бессмысленные сюжеты Акунина, Марининой, Донцовой, Лениной. А это в свою очередь привело к тому, что у читателя перестала формироваться тяга к интеллектуальному мышлению и сознание начало довольствоваться бытовым: зарезал, заколол, застрелил… Отрицательные персонажи стали героями, их цитируют, им подражают… Именно опасаясь культивирования преступности, телеканал «Россия» в начале 2000-х не допустил экранизации продолжения культовой «Бригады». После просмотра и прочтения на ура этого боевика резко возросла преступность. По итогам печального опыта в России начали экранизировать только те произведения, где герой-одиночка либо милиция (полиция) без компромиссов борется с преступностью.
Запах книги
В эпоху современных технологий даже среди любителей почитать есть те, кто позабыл запах обработанной древесины, которой пахнет книга. Смартфоны, планшеты, электронные книги, аудиокниги, с одной стороны, сделали чтение доступнее и удобнее, но с другой - разрушили ритуал, который формировался столетиями. Ведь читать произведение в настоящей книге - это совсем другие ощущения. Новое поколение не понимает, в чем же разница - ведь результат тот же. Дело не в результате, а в процессе. Ведь на вопрос: «Какое у вас хобби?» - многие отвечали: «Чтение книг». Именно держать в руках книгу, читать, перелистывать, класть закладку или же загибать уголок страницы в перерыве. Это своеобразный ритуал, при нарушении которого результат не дает уже того удовольствия.
Находка для недругов
В интервью газете «Каспiй» социолог Ахмед Гашамоглу сказал, что неверно сваливать всю вину на писателей, мол, нет современных серьезных произведений.
- После развала Союза были серьезные проблемы в экономическом и материальном плане, - вспоминает А.Гашамоглу. - В то время среднестатистический писатель был всеми узнаваем. Государство обеспечивало его всем необходимым для того, чтобы он мог спокойно заниматься творчеством. Конечно же, советская власть, по большому счету, преследовала личные интересы, но писатели и поэты могли спокойно заниматься любимым делом, не думая о бытовых проблемах. Минимальный тираж книги был 7 тысяч экземпляров. Новые произведения пропагандировались в школах и университетах, организовывались встречи с писателями, чтобы привлечь читателей, а еще потому, что у них был интерес к авторам. Но, к сожалению, ситуация изменилась в 90-х. Как только печатное дело стало легкодоступным, те, у кого были деньги, но не было таланта, начали печатать в год по 5-6 книг.
Многие винят писателей в том, что нет шедевров. Я думаю, что ситуацию нужно изменять кардинально. Слово писателя, которого знают и уважают, - очень хорошая возможность для пропаганды идеи государственности. Государство обязательно должно иметь в этом направлении гуманитарную политику. Ведь невежество чревато опасными последствиями. Именно невежды более подвержены привлечению к терроризму, религиозным течениям, сектам и разного рода незаконной деятельности.
Так что, господа, чтобы оградить молодое поколение от недругов, достаточно избавить его от невежества. Ведь недаром начитанность всегда была показателем интеллигентности. А среди интеллигентов гораздо меньше тех, кто сворачивает на скользкую дорожку.
Джейхун АСКЕРОВ
banner

Советуем почитать