• пятница, 29 Марта, 15:12
  • Baku Баку 14°C

МЧС для Каспия

28 ноября 2015 | 11:35
МЧС для Каспия

ЭКОЛОГИЯ
В спорах о статусе Каспия почему-то в тени оказался вопрос о коллективной экологической безопасности прибрежных стран, решение которого ускорило бы ход переговоров. Например, кто будет платить штрафы за «бесхозные» нефтяные пятна? Кто должен подчищать разливы нефти? Совместно или в одиночку будут ликвидироваться такого рода кризисы, очень вероятные при столь массированной атаке добывающей промышленности на замкнутый водоем.
Что делать?
Отечественные экологи неоднократно поднимали вопрос о необходимости коллективных мер по спасению естественной среды обитания осетровых.
С каждым годом все острее стоит вопрос о создании «международного МЧС для Каспия». Азербайджан с 1930 года силами нескольких научно-исследовательских институтов интенсивно изучает море, в то время как Туркменистану, Ирану и Казахстану еще предстоит пройти большой путь в исследовании крупнейшего озера в мире. Всем следует осознать: как бы ни было поделено оно на национальные секторы, речь все же идет о единой экосистеме, так как последствия промышленных аварий затронут всех. Проблема обостряется тем, что при учете аварийных ситуаций и возникновении разливов нефти применяется геофизическая модель Северного моря, что в корне неверно, - наше море замкнуто и не имеет прямого выхода к мировому океану, так что и экологические процессы здесь проходят на принципиально иной основе. Последствия возможны самые непредсказуемые, поскольку и политический климат Северного моря гораздо спокойнее, чем в зоне Каспия, - при любых вариантах здесь может произойти осложнение и так довольно непростых отношений между прибрежными странами.
Полезный опыт
И все-таки следует признать наличие позитивных подвижек в этом вопросе. Так, НИИ географии Национальной академии наук приступил к разработке модели расчета последствий экстремальных ситуаций с учетом гидрометеорологических условий Каспия. Под руководством доктора геологических наук Р.Мамедова получился настолько уникальный продукт, что он заинтересовал заокеанских специалистов, в частности Кентский государственный университет штата Огайо, который предложил совместное участие и частичное финансирование изысканий. С американской стороны работу возглавляет профессор И.Экштейн, неоднократно бывавший в Баку. По мнению гидрогеолога Лидии Гулузаде, недавно участвовавшей в научном семинаре в Кенте, теперь об этом проекте знают все экологи США, а после тщательного ознакомления с деталями их отношение изменилось в лучшую сторону. Как минимум нет уже того очень поверхностного, далекого от реальности пренебрежительного отношения к достижениям советской науки в области исследования замкнутого водоема. Теперь ученые и Кентского университета, и других вузов отмечают высокий уровень азербайджанского каспиеведения, чем во многом и объясняется твердость нашей позиции на переговорах по статусу Каспия.
На чем базируются достижения? Прежде всего на том, что начиная с 1930 года почти все советские институты и лаборатории по изучению данной тематики были сконцентрированы в Баку. Поэтому отечественные ученые-гидрогеологи и биологи лучше представляют последствия конъюнктурных решений, сулящих сиюминутные финансовые и политические дивиденды, но грозящих катастрофой в будущем.
Вот мнение профессора И.Экштейна: «Создание каспийской модели важно для всех прибрежных стран, а Азербайджан является признанным лидером в исследовании водоема, этим и объясняется наше сотрудничество с бакинскими учеными». С большим интересом биологи Кентского университета выслушали доклад Лидии Гулузаде на тему «Эволюция подходов в исследовании экологии Каспия в связи с активизацией разработки морских месторождений. Пути снижения экологических рисков», и это неспроста. В столице нашей страны отличная научная база, накоплен опыт изучения морского бурения, причем очень важно, что Академия наук Азербайджана выступает в качестве координатора по созданию комплексной научной программы, необходимой для всех работающих в акватории нефтяных компаний. Более того, местные ученые создают методологию решения возможных конфликтных ситуаций в каспийском бассейне, а это может стать основной базой для нового этапа сотрудничества прибрежных стран. Создание каспийской модели еще раз подтверждает лидирующее положение Баку в исследованиях подобного рода.
На долгосрочной основе
Практически все нефтяные компании проявляют большой интерес к азербайджано-американской программе, закладывающей фундамент для долгосрочных международных проектов по охране и восстановлению экологического баланса Каспия. Поэтому логическим продолжением создания этой модели был бы договор о коллективной экологической безопасности с участием всех прибрежных стран.
В таком случае будет воплощено давнее предложение руководства нашей страны о создании единого экспертного центра по профилактике и ликвидации экстремальных ситуаций, связанных с нефтедобычей и транспортировкой нефти, а также охраной действующих и строящихся нефтепроводов. По сути, речь идет о предложении создать в Баку первый в мире международный центр по чрезвычайным ситуациям в закрытых водоемах, причем желательно идею претворять сообща.
Думается, с учетом огромного опыта и наличия материально-технических возможностей производственную базу этого центра надо разместить в нашей столице. Между прочим, уже сейчас российские и иранские ученые проявляют большой интерес к упомянутому проекту, что естественно, поскольку создание такой модели позволит нам войти в группу стран, обладающих передовыми технологиями в области нефтедобычи. А ведь конкуренты и потенциальные партнеры тоже не хотят отставать - модель нацелена, кроме всего прочего, на оздоровление политического климата, создание цивилизованной методологии разрешения конфликтов между прибрежными странами. Создание каспийской модели означает, что регион вступает в эпоху регулируемого будущего и что контрольный пакет, наконец, будет сосредоточен в руках прикаспийских стран. А основатель ноу-хау при этом станет контролировать нарушение правил добычи и транспортировки нефти и газа, благодаря чему в процессе использования недр будут задействованы международные экологические стандарты.
Что предстоит?
Каспий уникален. Для него характерны, допустим, так называемые сейши. Они возникают в результате изменения атмосферного давления над поверхностью моря. Часты так называемые внутренние волны, оказывающие воздействие на флору и фауну, на физические и химические процессы, на строение поверхности дна водоема. Поэтому создание каспийской модели носит комплексный характер, выходя за рамки исследования последствий промышленных аварий. Ученым еще предстоит изучить динамические центры круговоротов поверхностной циркуляции вод, что оказывает влияние на климат и биологическое разнообразие прибрежья. Так что лучше в плановом порядке готовиться к аварийной ситуации, чем в авральном режиме создавать теорию ликвидации аварии после того, как она произойдет. Прибрежная область Мирового океана, несмотря на свои относительно малые размеры (8% его поверхности), наиболее богата жизнью, как по числу видов, так и по числу особей. Очень продуктивны в этом отношении зоны впадения в Каспий Волги, Куры и Араза. Упомянутая модель позволит сделать наше представление о способности этого водоема к самоочищению более реалистичным, ведь мы упорно продолжаем уповать на то, что эта способность высока.
Мы верим в то, что кормящее нас море терпеливо и простит нам наши шалости, но его терпение не безгранично. Жак Ив Кусто подчеркивал: «Нельзя уповать на чудо, ведя себя так, что море превращается в естественные сточные ямы».
«Черное золото» и экология
Нефть - одно из основных загрязняющих веществ антропогенного происхождения, и в Мировой океан ежегодно попадает до 15 млн тонн добытых углеводородов. Значительная утечка происходит при морском бурении - до 0,25% добываемой нефти - и в результате аварий на нефтепромыслах, часть нефтепродуктов попадает в Каспий с атмосферными осадками, а ведь десять граммов нефти в кубическом метре воды губительны для икры рыб. Одна тонна нефти основательно загрязняет 12 квадратных километров моря, при этом гибнет все - водоросли, планктон, рыба, птицы и даже люди, питающиеся отравленной рыбой. Весьма ощутимо нефтяное загрязнение для населения прибрежных районов, где летом под воздействием солнечных лучей нефть испаряется, а наличие ее паров в воздухе резко отражается на здоровье. «Морской» воздух бульвара в таком случае становится отравителем и провоцирует аллергические реакции. Отмечается и рост бактериального загрязнения в результате выбросов сточных вод и нефтяной пленки.
Воздействие Каспия на экологию и генофонд прибрежных стран так велико и так мало изучено, что нельзя позволить более откладывать вопрос о создании на базе упомянутой модели МЧС для уникального водоема. В этом плане сотрудничество Азербайджана с российскими и иранскими геологами и биологами приобретает особую актуальность, так как развитие этого научного направления открывает широкие перспективы для ряда институтов НАНА. А это шанс создать оптимальную систему контроля воздействия нефтедобычи на экологию и генофонд каспийских этносов. Формируя социально-политические процессы в будущем, каспийская модель докажет, что только страны с высоким научным потенциалом будут играть стабилизирующую роль в Каспийском регионе.
Ширин МАНАФОВ
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать