• четверг, 25 Апреля, 11:07
  • Baku Баку 14°C

Медведь на шахматной доске

11 ноября 2015 | 11:17
Медведь на шахматной доске

МНЕНИЕ
Несмотря на непростое положение экономики, Россия продолжает проводить активную внешнюю политику. С одной стороны, она не сдает своих позиций в Украине, с другой - наносит бомбо-штурмовые удары в Сирии по позициям боевиков, воюющих с режимом Асада.
О том, насколько данная политика отвечает чаяниям российского народа и каковы ее перспективы, в интервью газете «Каспiй» поведал известный российский политолог Дмитрий Москвин.
- Каково ваше отношение к участию российских ВКС в сирийском конфликте? Зачем это было нужно - на фоне неурегулированного украинского конфликта и серьезного экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть и экономическими санкциями Запада против России?
- Меньше всего я готов претендовать на роль эксперта в вопросах гражданской войны в Сирии и борьбы с ИГ, в отличие от чудесным образом переобувшихся вчерашних специалистов по восточной Украине. Ограничусь таким тезисом: любая война - катастрофа, соответственно, участие в войне возможно только в ситуации жизненной необходимости. Очевидно, что ни сирийские повстанцы, ни ИГ напрямую российскому обществу не угрожали. Но Россия стала частью этой войны. Думаю, на то были циничные причины.
Во-первых, эффект неожиданности в мировой политике и создание так любимой российским руководством ситуации неопределенности. Все застигнуты врасплох, старые планы больше не работают, а новые без учета Москвы создавать трудно.
Во-вторых, Сирия рассматривается как шахматная доска, где Путин предлагает сыграть партию. Но с кем? В-третьих, создан естественный плацдарм для демонстрации современных российских вооружений - выгодно во всех смыслах. В-четвертых, есть ощущение, что судьба ИГ предрешена в краткосрочной перспективе, поэтому Путин идет ва-банк, чтобы оказаться в числе триумфаторов-освободителей.
- Российское военное вмешательство в сирийский конфликт вызвало серьезное недовольство стран Запада, Турции и арабских стран. Может ли это привести в дальнейшем к усилению режима санкций со стороны Запада, а также международной изоляции России?
- Начнем с того, что до сих пор неизвестны договоренности, которые были достигнуты во время личной встречи Путина и Обамы. На ней, возможно, были расставлены флажки, за которые обе стороны пообещали не заходить в сирийском вопросе. Мне кажется, что ход Путина оказался, по крайней мере, интересным для Запада. Отвечать на него санкциями - это слишком асимметричный удар, поэтому следует ждать каких-то политических действий. И скорее всего это будут подкупающие предложения о вхождении в разного рода союзы и политические блоки. При этом, увы, дальнейшее сотрудничество с исламскими государствами будет на долгое время затруднено. Но за этим кроется все-таки прагматический расчет: сближение с Западом, пусть и вынужденное, для Кремля важнее, чем сокращение российских туристов в Турции и Египте.
- Может ли сирийский конфликт превратиться для России в то же, чем Афганистан стал для СССР, тем более что в последнее время все чаще стали говорить о скором участии в сухопутных боевых действиях добровольцев из России?
- Исключать нельзя ничего. Война, тем более современная, - это узел из множества неожиданных моментов, каждый из которых может потянуть за собой цепь неконтролируемых событий. Но отказывать российской власти в расчете и способности тактически мыслить нельзя. Полагаю, принципиальное решение о неучастии российских срочников и тем более добровольцев в Кремле есть. А вот соблазн испытать в боевых условиях элитные подразделения вполне может быть. Увы, но военные действия - это всегда цинизм и пренебрежение жизнями. Таков трагический естественный закон войны.
- Является ли падение А321 ответом «Исламского государства» на российское военное вмешательство в сирийский конфликт на стороне Асада, тем более что синайская ячейка ИГ уже взяла на себя ответственность за это?
- Надо ждать результатов различных экспертиз. К сожалению, судя по косвенным признакам и намекам со стороны ряда западных спецслужб и правительств, скорее всего, это был террористический акт. Увы, это одна из цен войны в современном мире. Убивают не военных, а ни в чем неповинных мирных граждан. Для Кремля это серьезный вызов. Видимо, с поиском ответов и связано нежелание официально рассматривать даже сам вопрос о возможности теракта.
Застраховаться от волны террора России гораздо сложнее, чем странам Запада. И эта уязвимость может оказаться достаточно сильным аргументом для изменения, в том числе пресловутых рейтингов поддержки. Поэтому ситуация с разбившимся самолетом - это сейчас важнейший геополитический вопрос для российского руководства.
- Недавно начальник штаба сухопутных войск США назвал Россию угрозой номер один для США. С чем связано это заявление?
- А почему бы нам на это не посмотреть как на своеобразный троллинг? Несколько недель назад точно так же американский Госдеп троллил Дмитрия Медведева, когда его предложили направить в Вашингтон в качестве переговорщика по ситуации в Сирии. Мне кажется, что американцы выбрали стратегию подыгрывать Кремлю и российской пропаганде.
Но если серьезно, то ведь, действительно, Россия сегодня - самый непредсказуемый игрок. Представьте медведя на «великой шахматной доске». Ему никакие правила не писаны, ходит куда хочет и как хочет. При этом рациональной логикой это не всегда объяснимо. Такой противник однозначно должен быть номер один в списке потенциальных. Только давайте не будем забывать про «флажки». Быть врагом номер один - это не значит стать мишенью для реальных боевых действий. Да и из этого статуса превратиться в перспективного партнера некоторым удавалось достаточно быстро.
- Ни для кого не секрет, что на фоне конфликта в Донбассе, а теперь еще и сирийской войны рейтинг президента Путина достиг невиданных высот. По последним данным ВЦИОМ - почти 90%. Насколько эти цифры соответствуют реальности и как долго такой высокий рейтинг действующего президента сохранится?
- В условиях отсутствия какого-либо выбора и даже права на появление альтернативы любой рейтинг - это не более чем риторический прием. Это магические заклинания, что у нас все хорошо. Когда социологи интересуются у населения о конкретных проблемах, эффективности органов управления и отношении к конкретным чиновникам, то вдруг резко 90% превращаются в пшик. Поразительная ситуация, когда фактически в стране нет никакой иной легитимизированной власти, кроме президентской. И такая ситуация может быть достаточно долгой, но с неминуемым трагическим исходом. Мне кажется, что если уж замерять какие-либо рейтинги, то лучше опрашивать политическую элиту страны и крупных предпринимателей. Потому что только там кроется «кощеева игла» нынешнего российского режима.
- Выступая на Валдае, Путин говорил, что ситуация в российской экономике улучшается, кризис пройден, начался рост…
- Возможно, за обеденным столом на Валдае ситуация, действительно, улучшается. Тем более что вместо северных широт заседания клуба прошли в этот раз в южном Сочи. Но в реальности никаких признаков роста не наблюдается. Цены продолжают расти, а зарплаты при этом не меняются. Идет сокращение программ по всем ведомствам, снижается покупательная способность населения…
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать