• суббота, 20 Апреля, 13:23
  • Baku Баку 23°C

И все-таки стабильность

03 ноября 2015 | 10:36
И все-таки стабильность

РЕГИОН
Свершилось! Предварительные результаты завершившихся в Турции досрочных парламентских выборов указывают, что президентская Партия справедливости и развития (ПСР) вернула себе большинство в Национальном собрании, утраченное в июне.
Накануне президент Эрдоган обратился к народу (причем был с супругой) с речью победителя, призвав всех к миру и согласию и объявив новый период общественного примирения. И основания для этого были весомые - в результате предварительного подсчета голосов по всем округам, его команда набрала почти половину (49,15%) голосов, получив право на формирование однопартийного правительства. В пересчете на мандаты это значит 312 депутатских кресел при необходимых 276 парламентских местах.
Наиболее важная составляющая этой победы кроется в стабильности государственного устройства - безнадежные поиски партнеров по коалиции, начиная с 7 июня, обернулись для страны многими терактами и активизацией курдских сепаратистов и многими сотнями жертв, как среди солдат, так и среди гражданского населения.
Для сравнения - основная оппозиционная Народно-республиканская партия набрала 25,71% голосов с правом на 135 депутатских мест. Кстати, более низкий результат, чем на предыдущих выборах, показали Партия националистического движения (12,10% голосов или 43 места) и Демократическая партия народов (10,52% и 43 места).
И еще одна новость - явно деструктивный лидер прокурдской команды Салахаттин Демирташ не смог победить даже в своем округе и не прошел в парламент.
Однако есть одно «но» - компания во главе с Эрдоганом (именно он фактический лидер ПСР) имеет право на формирование правительства, и не более того. По конституции страны, для полного карт-бланша на коренную перекройку политики и проведение конституционной реформы с целью внедрения президентской формы правления нужно не простое, а конституционное большинство - 367 мандатов (то есть более 2/3 от общего числа депутатов).
Поэтому правящей партии все же придется вступить в новые переговоры с основными оппозиционерами, которые негативно относятся к перспективе упомянутых перемен. Более того, в манифестах НРП и ДПН четко зафиксировано намерение урезать полномочия президента, особенно тех, что касаются свободы слова, СМИ и интернета, что предполагает упразднение Высшего совета по радио и телевидению, а также автономию центрального государственного телеканала TRT. Кроме того, лидеры оппозиционных партий требуют реформ в сфере судебной системы.
Во внешней политике также имеются разночтения. Позиции НРП, ДПН и ПНД сильно разнятся в отношении к решению кипрской проблемы и оценок ближневосточной политики, курдского сепаратизма, но сходятся позиции в вопросе необходимости развития равноправных и партнерских отношений с ЕС и США, нет особой аллергии и к членству в ЕС.
Так что Эрдогану, который начал активную борьбу с курдским сепаратизмом будет очень непросто. Тем более что страны, окружающие Турцию, по сути, выступают единым блоком против нее. На территории Ближнего Востока разыгрывается сложная игра, идет очень тревожный процесс - Россия, Иран, Саудовская Аравия и Израиль де-факто создали союз против нее (уж слишком она стала большой и активной в регионе).
Кроме того, Анкара, пожалуй, сегодня единственная столица, искренне заинтересованная в падении режима Асада в Сирии. Она бросила вызов США, ослабив их позиции на Средиземном море, на Балканах и по всему южному спектру ответственности НАТО, а также исключив влияние супердержавы на Южном и Северном Кавказе. Мало того, Турция находится на путях потенциального «Шелкового пути» - экспорта китайской продукции в Европу, в чем американцы не заинтересованы.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» директор Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахин оглу, победа ПСР стала возможной благодаря голосам сторонников ПНД:
- Победе ПСР способствовало то, что она сумела получить голоса части электората ПНД, упустившей историческую возможность, которая представилась ей на выборах 7 июня. Ей предлагали коалицию, но она отказалась, а зря - ведь идеология двух консервативных партий во многом совпадает, и их союз мог бы оказывать влияние, как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Турции. К сожалению, председатель ПНД Довлет Бахчели с самого начала «запер двери» для команды Эрдогана.
А политолог Ильгар Велизаде в беседе с нашим корреспондентом сказал:
- Правящей партии Турции удалось победить благодаря компромиссам. Но ей трудно будет сохранить свою целостность. Что касается ДПН, оказавшейся в парламенте, трудно сказать, сумеет ли она сыграть новую для турецкой политики роль, став ведущим участником оппозиции. Возможно, на сегодняшний день это главные вопросы, стоящие на повестке дня турецкой политики...
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать