• пятница, 29 Марта, 10:47
  • Baku Баку 5°C

«Оттепель» с согласия Кремля

21 октября 2015 | 12:08
«Оттепель» с согласия Кремля

МНЕНИЯ
Совсем недавно в Беларуси прошли президентские выборы, на которых в очередной раз одержал убедительную победу действующий глава государства - Александр Лукашенко. Новшеством же данных выборов стало то, что они проходили на фоне потепления отношений между Беларусью и ЕС, выразившаяся с одной стороны в освобождении политзаключенных, а с другой - в смягчении санкций. В то же время сохраняются некоторые размолвки и недовольство в отношениях Минска и Москва.
О ситуации в Беларуси, перспективах взаимоотношений ее с Россией и ЕС в интервью газете «Каспiй» рассказал белорусский политолог, публицист Александр Федута.
- Чем запомнились выборы президента Беларуси, стоит ли после выборов ожидать каких-то существенных изменений, как внутри страны, так и в ее внешней политике?
- Впервые за многие годы оппозиция даже не попыталась каким-то образом повлиять на итоги выборов. Фактически Александр Лукашенко остался безальтернативным кандидатом. Частично это было связано с резко негативным отношением большинства белорусских избирателей к последствиям смены политического режима в Украине: привыкнув смотреть на мир глазами российского телевидения, они не захотели поддерживать сколько-нибудь радикальные изменения курса.
Именно поэтому никаких существенных перемен в политике Беларуси ждать не следует. Будут лишь некоторые косметические изменения в экономической политике, связанные с отсутствием у традиционного донора белорусского политического режима - России - свободных средств, а стало быть, с необходимостью заимствования ресурсов на Западе.
- Перед выборами и после них наблюдается некоторое потепление в отношениях между Беларусью и ЕС. С чем, на ваш взгляд, это связано?
- Как и белорусскому обществу, Западу не нужна новая точка дестабилизации в Восточной Европе. Евросоюз убедился, что Лукашенко жестко контролирует ситуацию, и готов к общению с ним при условии соблюдения Александром Григорьевичем хотя бы некоторых правил европейских приличий. Например, отсутствие в стране политзаключенных, «оттепель» для негосударственных медиа и т.д. Лукашенко выпустил политзаключенных, как следствие, санкции против него и его окружения приостановлены.
- Может ли это потепление в ближайшем будущем привести к полному снятию санкций ЕС с Беларуси?
- Это зависит не от Евросоюза, а от Беларуси. Евросоюз не может снять санкции без либерализации белорусского политического режима: это было бы «политикой двойных стандартов».
- Как этот процесс может отразиться на отношениях Минска и Москвы?
- Москва никогда не была сторонницей потепления отношений Беларуси и Запада. Однако сейчас продолжение стимулирования «заморозков» во внутренней и внешней политике Беларуси означало бы принятие Кремлем на себя ответственности за финансовое благополучие белорусского режима. У России сегодня есть другие финансовые «дыры», куда нужно вкладывать деньги, поэтому она с радостью переложит ответственность на плечи иных доноров, зная, что политически Лукашенко все равно уходить некуда.
Единственное, что точно сделает Кремль, - это «подгадит» Лукашенко, разместив на территории Беларуси свою авиационную базу. С этим Александра Григорьевича, на мой взгляд, заставят согласиться. Последствием же этого решения для Минска станет ограничение благожелательности к нему со стороны Вашингтона и Брюсселя.
- Недавно, когда возник вопрос размещения российской авиабазы в Беларуси, Лукашенко высказался резко против этого. С чем связано такое его поведение, ведь формально Россия и Беларусь являются союзными государствами?
- Президент Беларуси не высказывался против создания авиабазы. Он заявил лишь, что с ним этот вопрос не обсуждался. Причем он сделал это заявление накануне выборов, понимая, что как раз эта тема может отнять у него голоса. Но сразу же после выборов Лукашенко предложил Путину встретиться и обсудить в том числе и ее. Это понятно: союзнический долг никак не мешает торговаться по поводу наиболее выгодных условий.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать