• суббота, 20 Апреля, 09:48
  • Baku Баку 14°C

Совместить несовместимое,

20 октября 2015 | 10:48
Совместить несовместимое,

ПОЛИТИКА
«Что получится, если скрестить ужа и ежа?» Ответ «бородатой» загадки таков: «Примерно полтора метра колючей проволоки».
Примерно с таким же предложением выступил на днях бывший генсек НАТО и опять же бывший глава европейской дипломатии Хавьер Солана. Вообще-то, опытный политик исходил из того, что победа над «Исламским государством» (ИГ) без помощи суннитов недостижима, а почву доверия из-под ног террористов сможет выбить только авторитетное суннитское государство. Но в том-то и дело, что саудиты в его глазах, возможно, уважаемые правители, зато в глазах исламского мира, мягко говоря, - не очень.
По мнению Соланы, сегодня Иран более открыт для диалога, чем Саудовская Аравия, традиционно позиционирующая себя как главный противовес нашим южным соседям в суннитско-шиитском противостоянии. С этой точки зрения сирийский конфликт, а также противостояние в Ираке и Йемене, где особо заметно иранское влияние, имеет для Эр-Рияда принципиальное значение. Потому трудно себе представить, что он станет в какой-либо форме сотрудничать с официальным Тегераном.
Безопасность Саудовской Аравии, главного арабского союзника-гаранта американского присутствия в регионе, в значительной степени зависит от США. И проявляется это не только в массовых поставках заокеанских вооружений (более 80% всего импорта военной техники). Не очень боеспособные, хотя и оснащенные новейшим оборудованием саудиты, опасающиеся весьма боеспособных войск Ирана, едва ли смогут обойтись без американских военных советников. Кроме того, США играют важную роль в подготовке кадрового военного потенциала королевства.
При этом прослеживается другая тенденция - уже сейчас Эр-Рияд предпринимает активные шаги в направлении диверсификации импорта вооружений через развитие сотрудничества с китайцами, турками и пакистанцами. Правда, они не изменят сложившуюся ситуацию в среднесрочной перспективе, но в долгосрочной сделают эту страну менее восприимчивой к внешнему нажиму, к тому же, давление на саудитов со стороны Запада приведет к резкому ухудшению их отношений с суннитскими странами.
Зато Иран - лидер так называемой «шиитской оси», которая состоит из ИРИ, Ливана и Ирака, простирается вплоть до восточной части Саудовской Аравии, до Йемена и Кувейта, включает в себя Сирию (пока власть в ней принадлежит алавитскому клану Асадов) и проирански настроенную организацию «Хизбаллах».
Сложные отношения между двумя лидерами еще более охладились после того, как Иран поддержал проведение операций против суннитского квазиобразования ИГ в Ираке и суннитской же антиасадовской оппозиции в Сирии.
Иран рассчитывает, что в случае политического выживания Асада он выиграет от этого больше всего. Ирак уже попал под иранское влияние, и если режим Асада, изолированный от всего остального мира, но поддержанный Тегераном, выживет, то это позволит ИРИ подмять под себя сферу влияния, простирающуюся от западного Афганистана до побережья Средиземного моря (через Сирию и владения «Хизбаллах»).
Такая перспектива содержит в себе возможность развертывания иранских вооруженных сил в западном направлении и имеет далеко идущие последствия. В таком случае иранская сфера влияния будет затрагивать северные границы Саудовской Аравии и Иордании, а также южные рубежи Турции. Иранская способность привести в этот регион значительные силы (а это сегодня уже происходит) особенно увеличивает риски для Саудовской Аравии.
Возможность того, что Саудовская Аравия может согласиться поддержать Иран в борьбе с ИГ выглядит крайне сомнительной. Особенно, при условии, что режим Асада сохранится.
Откажется ли Иран от поддержки Асада? Тоже сомнительно. Это какое же давление надо оказать на него, чтобы он отказался от поддержки дамасского режима? Но тогда о чем говорил Солана? Что это было? Неужто и в самом деле полтора метра колючей проволоки?
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать