• четверг, 25 Апреля, 10:30
  • Baku Баку 14°C

Бесперспективно и опасно

15 октября 2015 | 13:23
Бесперспективно и опасно

КОММЕНТАРИЙ
Экс-госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что Соединенные Штаты и их союзники по контртеррористической коалиции должны создать в Сирии зону, запретную для полетов военной авиации.
Выступая на первых предвыборных теледебатах претендентов на президентский пост от Демократической партии, экс-госсекретарь США выразила мнение, что такой шаг помог бы защитить мирных жителей в Сирии и создал бы рычаг для оказания давления на Россию.
Одновременно с этим бывшая первая леди отмечает необходимость участия России в попытках положить конец конфликту в Сирии. Она отметила, что поддерживает администрацию Белого дома в том, что они ведут переговоры с русскими и считает, что эти консультации позволят русским понять, что они являются частью решения сирийского вопроса и благодаря этому русские внесут свою лепту в окончание кровавого конфликта и предоставят безопасные зоны для того, чтобы люди не убегали из Сирии, как это происходит сейчас.
Экс-госсекретарь предлагает Белому дому дать понять Путину, что для него неприемлемо быть в Сирии, «создавать там еще больше хаоса, бомбить людей от имени Асада». По словам Клинтон, необходимо привлечь Россию за стол переговоров по Сирии. «Дипломатия не о том, чтобы добиться совершенных решений, а о том, чтобы сбалансировать риски», весьма туманно сформулировала свою мысль американский политик.
При этом Клинтон призывает американскую администрацию вернуть себе лидирующее положение в сирийском вопросе, ибо только тогда можно заставить Путина сделать требуемое Вашингтоном. По той же причине, по ее словам, предложение о создании бесполетной зоны с целью защиты определенных районов Сирии могло бы быть «рычагом давления» в случае переговоров с Россией.
С позицией экс-госсекретаря не согласился бывший губернатор штата Мэриленд Мартин О`Мэлли, также принимавший участие в дебатах, транслировавшихся из Лас-Вегаса телекомпанией CNN. Он назвал предложение Клинтон о создание в Сирии запретной для полетов зоны ошибкой. «Режим такой зоны надо поддерживать, а с учетом того, что там летают российские самолеты, это может привести к эскалации напряженности и вызвать инциденты, о которых нам придется сильно пожалеть», - резонно отметил политик.
Я склонен согласиться с мнением бывшего губернатора Мэриленда. Оно более взвешенное и менее популистское, нежели сумбурное выступление госпожи Клинтон. Она, скрываясь за красивыми словами о сотрудничестве с Россией, фактически предлагает американской администрации силовое противостояние с Москвой. И понять Хилари Клинтон можно: она более озабочена президентской компанией и победой в ней, чем реальным решением сирийского вопроса. Именно поэтому она предлагает не реальные на данный момент решения сирийского вопроса, а варианты, которые могут поднять ее рейтинг и выставить ее перед электоратом как сильного и волевого лидера.
Но забывает Клинтон об одном - ни о каком «рычаге давления» на Россию в данном конкретном случае не может быть и речи. Ибо Москва не позволит говорить с ней с позиции силы, и официальный Вашингтон это прекрасно понимает.
В отличие от ястребиной позиции экс-госсекретаря, нынешний носитель этой должности Джон Керри настроен более реалистично и готов договариваться с Москвой о безопасности полетов над Сирией. «Мы готовы договориться, чтобы наши самолеты не были в опасности в небе над Сирией. Чтобы пилоты не были в опасности. И чтобы мы не спровоцировали международный кризис», - сказал Керри на встрече со студентами и профессорами Гарварда, отметив, что верит в возможность конструктивного диалога с российской стороной по данному вопросу.
И госсекретарь США, думается, обладает более достоверной информацией о том, что на данный момент с русскими говорить с позиции силы не только бесперспективно, но и опасно. И поэтому тон у Керри весьма миролюбивый, что, конечно, не соответствует действительности.
Вашингтон, безусловно озабочен, озадачен и раздражен тем, что Россия взяла на себя роль лидера в решении сирийского вопроса. Но должность Керри не позволяет пуститься во все тяжкие и грезить подобно Хилари Клинтон о «рычаге давления» на Россию. С каждым днем позиции Москвы на сирийском фронте крепнут, Белый дом, понимая это, скрепя сердцем предпочтет Россию в качестве союзника, чем антагониста США в этом вопросе. Вашингтон вынужден пойти на это, ибо Путин сумел совместно с военными удачи сотворить успешный политический блиц по сирийскому вопросу.
Фуад МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать