• пятница, 29 Марта, 13:00
  • Baku Баку 14°C

Что ждет Турцию?

14 октября 2015 | 11:54
Что ждет Турцию?

СИТУАЦИЯ
Из ряда вон выходящий страшный взрыв в Анкаре, унесший сотню жизней и покалечивший здоровье многих людей, заставил взглянуть общественность на геополитику по-другому. Нет сомнений, что он был направлен на дестабилизацию ситуации, однако Турция не станет второй Сирией либо Ираком, как того хотелось бы заказчикам грязной игры.
Следствие рассматривает членов группировки «Исламское государство» (ИГ) и Курдской рабочей партии (КРП) в качестве основных подозреваемых в организации двойного теракта в Анкаре. Особенно достойно внимания, что с июля принимались превентивные меры, были задержаны 768 членов одного только ИГ. Уже установлено имя одного из террористов, которое указывает на связь с одной из упомянутых организаций.
Несомненно, организаторы взрывов хотели повлиять на ход и итоги парламентских выборов, запланированных на 1 ноября. Однако, как заявил премьер-министр страны Ахмет Давутоглу, голосование состоится в назначенный срок, хотя не секрет, что теракты сделали свое дело, повлияв на настроение электората. Граждане могут, как сплотиться вокруг правящей партии, так и выразить ей недоверие - команда Эрдогана, во всяком случае, оптимистична на сей счет.
Посмотрим, однако есть еще потенциальная угроза осуществления целой череды устрашающих акций. Независимо от того, будь то исполнителями боевики ИГ, либо КРП, за ними стоит синдикат сил, заинтересованных в ослаблении братского государства. Самыми злостными ненавистниками процветания Турции являются некоторые ведущие страны-члены Евросоюза, за объективным исключением, пожалуй, Германии.
Что даст «связка» с Россией?
На этом фоне, несмотря на множество разногласий по целому ряду вопросов, Турция может вообще обратить взоры в сторону России, в корне пересмотрев гипотетическую пока возможность вступления в ЕС. С точки зрения геополитики официальная Анкара нужна всем, но она ведет себя весьма осторожно, не привлекая к себе излишнего внимания.
К примеру, представьте себе Ангелу Меркель, сообщившую новость, что ее страна прекращает закупки газа у России и сворачивает с ней экономическое сотрудничество - сразу же на биржах начнется паника, что скажется на ценах. А вот Эрдоган запросто высказывается по этому поводу, хотя удельный вес российского газа в его экономике отнюдь не меньший, чем в германском хозяйстве. Это вовсе не значит, что угрозы турецкого президента менее эффективны, чем возможные заявления канцлера ФРГ - ведь от их реализации потеряет не Турция, а Газпром - для Анкары не проблема выйти на альтернативные рынки.
Надо учитывать, что турки точно так же, как и европейцы, совсем не в восторге от перспективы попадания в энергетическую зависимость от России, и их политики точно так же говорят о диверсификации, в первую очередь имея в виду каспийские месторождения, соседний иранский газ в перспективе, а может быть даже и израильский. Реальность такова, что российский газ Турции нужен именно «здесь и сейчас», но сомнительно, что будет востребован завтра, тем более что в этой стране практически нет подземных газовых хранилищ.
Фактор выборов и курдов
По мнению экспертной группы газеты «Каспiй», резкие заявления Эрдогана, в том числе по поводу России, во многом обусловлены тем, что на досрочных парламентских выборах правящая команда надеется на получение столь необходимого для запланированной конституционной реформы большинства. Не секрет, что многие политические деятели этой страны зарабатывают очки в глазах общества, ругая Кремль, на чем свет стоит. Но есть иная точка зрения.
Так, лидер главной оппозиционной Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу сразу после терактов обвинил турецкое правительство в близорукости, а правящую партию в «непонимании важности Сирии для России». Он назвал режим Асада законным, а присутствие российских войск там - легитимным, то есть, по просьбе сирийского правительства. По его мнению, в противном случае не исключено разрастание конфликта с участием не только России, но и Китая, а вся ситуация чревата сползанием в третью мировую войну.
Обвиняя Россию и «угрожая» ей экономическими санкциями, Эрдоган одновременно постоянно упрекает США (ближайших союзников) в неправильном понимании роли сирийских курдов в хитросплетениях конфликта в регионе. Ведь несмотря на разногласия по поводу будущности дамасского режима, и Россия, и США поддерживают базирующуюся на севере Ирака курдскую партию «Демократический союз» как одну из сил, реально противостоящих ИГ. Для Эрдогана же они все террористы, «повязанные одной веревочкой» с КРП.
Кстати, после того, как на июньских выборах прокурдская «Демократическая партия народов» неожиданно набрала более 13% и помешала планам Эрдогана по реформированию политической системы страны, против нее и против курдов начались репрессии. А турецкая авиация, заявив, что начинает действия против ИГ, начала наносить удары... в основном по позициям курдов в северном Ираке.
Хоть и неудобный, но союзник
В политической стилистике Анкары и Москвы есть заметное сходство. В отличие от «скучного» Запада они легко делают невыполнимые заявления, цель которых - поддержание определенного градуса драматизма.
Так, под соусом борьбы с аморфным, но пугающим ИГ, каждый, в первую очередь, старается решать свои задачи так, как их видит. Россия - поддержать режим в Дамаске, Турция - усмирить курдов. Разница в том, что Турция - член НАТО, а Россия - глава ОДКБ. Вот тут и кроется загвоздка невозможности «сращивания» интересов сторон.
Несмотря на очевидные разногласия с американцами о роли курдских группировок, воюющих с джихадистами в Сирии, Эрдоган уверен, что США его поддержат во всех спорах с Россией. Правильно он думает, тем более что уж точно не Вашингтон инициировал теракты в Анкаре, Стамбуле и в турецких провинциях.
Цели РФ в регионе, как для наблюдателей, так и для ее противников более чем ясны. Так, Сирия для нее в первую очередь важный вопрос геополитики, поскольку если ее выметут оттуда, она может быть спокойной, что никогда уже туда не вернется. Но еще хуже для нее дестабилизированная Турция, поскольку она более предсказуема, чем разношерстная «арабская улица», а уж тем более - ИГ, уж оно точно Турции джихад не объявит даже на фоне устраиваемых террористических актов, а вот России объявит запросто. И тогда 1990-е годы покажутся Кремлю «цветочками». Так что Анкара и Москва обязательно должны будут договариваться по поводу сотрудничества без взаимных обвинений, может, тогда и Евросоюз перестанет финансировать и организовывать теракты на территории ненавистного ему государства, которое он по инерции до сих пор считает «османским».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать