• четверг, 25 Апреля, 08:28
  • Baku Баку 14°C

Визовый режим

07 октября 2015 | 14:23
Визовый режим

КОММЕНТАРИЙ
Практика показывает, что официальный Брюссель отрицательно настроен не только по отношению к добрососедским отношениям с Анкарой. Старый Свет спит и видит отсутствие Турции на карте мира. И то, что председатель Европарламента Мартин Шульц по итогам встречи с Эрдоганом в рамках его государственного визита в ЕС заявил о намерении оказать братской нам стране посильную поддержку, не более, чем блеф.
Это тот самый Шульц, который инициирует всякие резолюции и прокламации против Азербайджана, России и Турции, обходя все прочие государства континента стороной, а об Армении и вовсе молчит, словно о священной корове.
Только при условиях
Вообще-то отношения Турции с ЕС - притча во языцех. С 1987 года Анкара рвется в этот союз, выполняя фактически все условия, однако все равно сталкивается с все новыми барьерами. Вот и теперь Брюссель обнадеживает давнего партнера по НАТО в вопросе предоставления его гражданам права на безвизовый въезд на территорию сообщества, однако в случае, если будут приняты новые, теперь уже драконовские, условия.
Оказывается, турки обязаны совместно с греками патрулировать восточную часть Эгейского моря, а также согласиться на прием и регистрацию беженцев с Ближнего Востока в 6 центрах, которые будут открыты и управляемы европейцами.
Понятное дело, Турция почти 30 лет настаивает на членстве в Евросоюзе, и это, как заявил накануне президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, ее стратегический выбор, да и сам ЕС невозможно представить без Турции.
К слову, вопрос о вступлении Турции в Европейский союз входит в число самых проблематичных не только в Европе. Страна официально подала заявление на вступление 14 апреля 1987, однако понадобилось 12 лет, чтобы получить статус кандидата на саммите Хельсинки 1999 года со среднесрочной перспективой, поскольку экономическая и политическая ситуация в Турции не устраивает, видите ли, европейцев. А не они ли, случаем, создают нынешние проблемы там, связанные с курдами, финансируя сепаратизм этнического меньшинства?
Подвижки есть
Тем не менее следствием шага по сближению с ЕС, предпринятого Турцией, стало возобновление процесса постепенного снижения таможенных пошлин в отношении стран Евросоюза и адаптации к Единому внешнему тарифу. Более того, был создан даже Таможенный союз в качестве заключительного этапа в процессе ассоциации, который должен непосредственно предшествовать принятию Турции в полноправные члены ЕС.
Однако таможенный союз и членство Турции в ЕС оказались разделены во времени. Действие таможенного союза распространяется на промышленные товары, доля которых в двусторонней торговле составляла более 90%, то есть, с учетом дефицита Турции в торговле со странами ЕС, последние еще до получения ею статуса официального члена начали активно использовать режим свободной торговли для расширения своего присутствия на рынке братской страны.
Все это происходило на фоне активизации процесса расширения Евросоюза после изменения геополитических условий в Европе, приведших к распаду социалистического блока и появлению ряда стран, которые начали активно двигаться по пути построения экономик рыночного типа. С тех пор много воды утекло, Турция добилась успехов в экономическом развитии и прогресса в защите прав человека для того, чтобы удовлетворить условия вступления в ЕС.
Тем не менее в Евросоюзе по прежнему существует оппозиция вступлению Турции. Противники вступления утверждают, что Турция не соблюдает ключевых принципов, ожидаемых от либеральной демократии, таких как, например, свобода слова. Помимо этого имеет место опасение, значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединению к ЕС 70-миллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населенной страной Европы к 2020 году, обогнав Германию.
Мусульманам вход воспрещен
Помнится, в 2004 году бывший председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей открытым текстом заявлял, что Турция никогда не станет частью Старого Света, а универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства.
Еще одной проблемой на пути Турции в ЕС является греко-турецкий конфликт. Евросоюз и большинство стран мира считают северную треть Кипра частью Республики Кипр. Однако de facto эта часть острова контролируется правительством Северного Кипра, признанным Турцией.
Турция в свою очередь не признает правительство Республики Кипр. Инициированный ООН план бывшего Генсека Кофи Аннана по объединению острова был поддержан ЕС и Турцией, однако проведенные в апреле 2004-го референдумы дали противоположные результаты по частям острова: поддержанный турками-киприотами план был отвергнут киприотами-греками. Словом, Евросоюз не очень-то и желает видеть Турцию в своих рядах.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать