• четверг, 28 Марта, 17:07
  • Baku Баку 16°C

Расправляя крылья

29 сентября 2015 | 14:40
Расправляя крылья

ПОЛИТИКА
ИРИ получит $29 млрд. к концу года, после того как будут разморожены его активы на счетах в зарубежных банках, сообщил накануне замуправляющего Центробанка Ирана Голям Али Камьяб. По его словам, $23 млрд. из этой суммы принадлежат этой финансовой структуре, еще $6 млрд. - собственность государства, а средства находятся в разных странах. Итоговая сумма может быть и больше, но средние цифры таковы.
В деньгах ли сила?
Вопрос о размораживании зарубежных активов Ирана изначально являлся ключевым аргументом критиков соглашения международного сообщества по ядерной программе этой страны. Они опасаются, что упомянутая сделка может превратить официальный Тегеран в самую сильную военную державу на Ближнем Востоке, что угрожает интересам США тоже.
Однако в реальности это не так - южные соседи смогут потратить лишь часть средств для закупок необходимых товаров или инвестиций, поскольку им нужно провести международные операции по обязательствам, провести взаиморасчеты с партнерами, поднять реальную экономику, доверие населения к проводимым реформам.
Так, более $20 млрд. следует предоставить в качестве залога по сделкам с Китаем, и эти средства не могут быть потрачены, есть еще десятки миллиардов необслуживаемых пока долгов энергетическому и банковскому сектору. По некоторым оценкам, Ирану нужно до $500 млрд., чтобы выполнить инвестиционные потребности и обязательства государства.
Но, как говорится, нет худа без добра, и в настоящее время Иран ведет активные переговоры с отечественными и иностранными компаниями относительно разработки крупнейшего в стране нефтяного месторождения Южный Азадеган (его геологические запасы оцениваются в 33,2 млрд. баррелей, а извлекаемые запасы нефти составляют порядка 6 млрд. баррелей). Проект развития Азадегана предусматривает на первоначальной стадии добычу нефти в объеме до 320 тыс. баррелей в сутки (б/с), а затем она должна увеличиться до 600 тыс. б/с.
Совместимые позиции
Одновременно Иран стремится стать еще более активным участником сирийского «концерта». Так, недавно в Турции успешно завершились переговоры о прекращении огня в одном из сирийских городов между салафитской группировкой «Ахрар аш-Шам», поддерживаемой монархиями Персидского залива, и Ираном, который выступал от имени своих союзников - Дамаска и движения «Хезболлах». Кроме того, иранские военные войдут в состав четырехстороннего информационного центра по борьбе с «Исламским государством», которое создается Тегераном, Москвой, Багдадом и Дамаском по инициативе России.
Основания для этого есть - не случайно президент Ирана Хасан Роухани, выступая в Нью-Йорке на Генассамблее ООН, заявил, что позиции Москвы и Тегерана по Сирии «практически совместимы». Он также отметил, что Сирии, возможно, нужны реформы, но свержение Башара Асада сделает страну «прибежищем для террористов». «Страна, которая хочет бороться с терроризмом, должна взаимодействовать с правительством и Асадом», - сказал он, давая понять, что Иран и впредь будет активно противодействовать смене режима в Дамаске.
Скептики считают, что язык муллократии развязали размороженные нефтедоллары, однако это не так. Тегеран, наученный горьким опытом дружбы с американскими политиками, начиная с февраля 1979 года всегда активно «назло» противостоял любым проектам Вашингтона на Ближнем Востоке.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать