• четверг, 18 Апреля, 10:13

NASA: на Марсе обнаружена вода в жидком состоянии

29 сентября 2015 | 10:49
NASA: на Марсе обнаружена вода в жидком состоянии
Ученые, исследующие Марс, заявили, что темные полосы, появляющиеся на поверхности планеты в теплое время года, могут образовываться на месте периодических потоков воды в жидком состоянии.
На снимках со спутника НАСА на склонах гор видны характерные полосы, похожие на отложения солей.
В исследовании, проводившемся учеными из Технологического института Джорджии под руководством астронома Луджендры Оджи и опубликованном в журнале Nature Geoscience, отмечается, что эти данные могут означать, что на Марсе и сейчас может существовать в каких-то формах жизнь, так как наличие воды повышает вероятность существования примитивных форм, таких как микробы.
Есть ли жизнь на Марсе?
Ученые давно задаются вопросом, есть ли сейчас на Марсе вода в жидкой форме. Наблюдения и исследования на протяжении последних 15 лет застывших потоков солей позволяют высказать несколько предположений.
Космический орбитальный аппарат НАСА Mars Reconnaissance Orbiter имеет на своем борту аппарат Crism, способный определять химический состав материалов на поверхности планеты. Аппарат с четырех различных точек фиксирует направление движения солевых потоков на протяжении марсианского лета.
Crism определил, что эти потоки состоят из перхлората натрия, хлоратов и хлоридов, которые могут понизить температуру замерзания воды.
Учитывая, что температура на планете обычно значительно ниже нуля по Цельсию, можно предположить, что вода, в случае ее наличия, будет дольше пребывать в жидком состоянии из-за солей.
Ученые считают, что точкой замерзания может быть -80 градусов по Цельсию. А учитывая низкое атмосферное давление, кипение происходит при +10 градусах.
Средняя температура на Марсе примерно -62 градуса, наивысшая температура летом может достигать 21 градуса. Ученые обратили внимание на то, что линии появляются именно тогда, когда условия достаточно теплые для существования воды в жидком состоянии.
Откуда следы?
В то же время пока непонятно, откуда появляется эта вода, оставившая соляные следы. Исследователи, используя данные орбитального аппарата, вращающегося в районе экватора, предполагают, что запасы воды могут залегать на большой глубине в виде льда.
Есть также предположение, что соли впитывают пары воды из атмосферы планеты.
И еще есть предположение, что некоторые водоносные слои поднимаются к поверхности. Места, где они предположительно могут быть, впрочем, не совпадают с теми местами, где возникают солевые потоки.
Ученые считают, что эти полосы могут возникать в различных частях планеты из различных источников воды.
Доктор Джо Михальски из лондонского Музея естественной истории говорит, что в случае, если будет подтверждено наличие на Марсе воды, можно надеяться и на обнаружение там каких-то форм жизни.
«На Земле даже в экстремально засушливых местах, если мы находим воду, мы находим и жизнь. Так что обнаружение воды на Марсе - это очень важное открытие», - говорит ученый.
В то же время, если на Марсе есть вода, ученые должны решить, могут ли они отправлять в эти регионы планеты свои космические аппараты.
Эксперт британского космического агентства доктор Питер Грайндрод в интервью Би-би-си пояснил, что согласно общепринятым правилам, нельзя отправлять земные космические аппараты в те места, где может быть вода, а стало быть и формы жизни.
«Мы не можем обеспечить стерильность наших аппаратов, отправляющихся в космос, а значит, микробы с них могут попасть туда и представлять опасность для той жизни.
Русская служба BBC