• пятница, 19 Апреля, 16:52
  • Baku Баку 25°C

Взаимный реверанс

22 сентября 2015 | 14:47
Взаимный реверанс

РЕГИОН
Вашингтон и Тегеран предприняли первые шаги к уменьшению враждебности во взаимных отношениях после подписания соглашения по иранской ядерной программе, заявил президент Ирана Хасан Роухани, отметив важность преодоления разногласий и отсутствие доверия, которые, тем не менее, никуда не денутся в ближайшее время.
Сами нажили врагов
После трагических событий 11 сентября 2001 года главным направлением борьбы США стал исламский мир: с одной стороны, Иран, противостоящий любым попыткам ограничить ее суверенитет, с другой стороны - многоликий джихад - от Талибан до сомалийских экстремистов.
Как полагают члены экспертной группы газеты «Каспiй», большой ошибкой американских стратегов с негативными для заокеанской державы долгосрочными последствиями стало уничтожение режима Саддама Хусейна, ставленника США в регионе, послужившее прологом к крушению других авторитарных режимов типа Мубарака, Каддафи и пр. «Исламское пробуждение» (именуемое в западных СМИ «арабской весной») превратило в руины выстроенный после Второй мировой войны ближневосточный порядок.
В результате иракской эпопеи американское влияние в регионе упало как никогда, а ее итогом стало шиитское руководство в Багдаде и превращение Ирана в главный фактор влияния на территории своего бывшего противника.
В результате США остались с единственным безоговорочным партнером в мусульманском пространстве - Саудовской Аравией, у руководства которой большие проблемы. Внутри страны загнана в подполье и эмиграцию мощная оппозиция, причем, как суннитская, так и шиитская. Запасы нефти, которые делали эту страну глобальным геополитическим игроком, оказались завышенными (примерно на 40%), а возможности наращивать добычу - ограниченными.
Сама династия расколота и к тому же вынуждена конкурировать с монархиями Персидского залива, которые бросают ей вызов в сфере религиозно-политического лидерства - Катаром, ОАЭ, Оманом. К тому же на юге Аравийского полуострова в Йемене идет масштабная вооруженная борьба салафитов с саудовскими силовиками.
Так можно и хребет сломать
На этом фоне шиитский вызов по периметру аравийского полуострова может стать «соломинкой, ломающей спину верблюда». Саудовцы уже оккупировали маленький, но стратегически важный Бахрейн, где протестующее шиитское большинство составляет 82%, к тому же оно поддержано некоторой частью бахрейнских суннитов.
Израильский режим, зависимый от Белого дома, загнал себя в политический тупик, его лоббистские возможности в Европе тоже практически иссякли, что подтверждается беспрецедентными отзывами дипломатических представителей крупнейшими странами ЕС в знак протеста против строительства еврейских поселений на Западном берегу. Не зря Обама недавно заявлял, что он не будет поддерживать эту страну даже на международных форумах.
Сенсационная утечка через Генри Киссинджера из доклада спецслужб США о том, что существование израильского режима не «просматривается к 2025 году» - не просто анализ, а своего рода руководство к действию. Стоит отметить, что часть джихадистов, находившихся под влиянием саудовского режима, и на использование которой рассчитывали США, оказалась гораздо менее управляема, чем ожидалось.
В Турции, «привязанной» к Штатам, внутриполитическая конъюнктура из-за неудачно попытки вмешаться в сирийские дела становится все более рискованной и нестабильной, а о Египте лучше умолчать - там в силу раскола общества сейчас вообще выведен из игры.
Именно с целью демонтажа превратившихся в обузу монархий, Вашингтону было необходимо изменить принципиально формат отношений с Ираном. Радикальный выход - отказаться от бессмысленных претензий к иранской ядерной программе, отменить санкции и сделать ставку на Тегеран как главную региональную державу, заменяющую сразу Египет, Турцию и Саудовскую Аравию.
Так что США сегодня даже рассматривают возможность сделать ставку на шиитское сопротивление в странах Персидского залива, используя при этом опыт, полученный ими при взаимодействии с шиитским большинством в Ираке. Впрочем, на самом деле поддержка Ирана идет гораздо дальше и глубже, чем то, что видно мировому сообществу на поверхности.
Задолго до размораживания иранских активов именно американские компании были прорехами в сети антииранских санкций, через которые вывозилась и реализовывалась иранская нефть. Другим компаниям это было запрещено, а американским - нет. По факту, Иран выжил за счет негласного сотрудничества с американской «нефтянкой».
Мнение эксперта
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог Тофик Аббасов, президент Роухани смог деликатно обойти острые углы в отношениях с Западом, делая при этом упор на принципе взаимоуважения как краеугольном компоненте в комплексе реализации общих интересов. Запад же, принимая такую постановку вопроса, стремится увязать проблемы энергетической и региональной безопасности:
- Это не вызывает восторга у Тегерана, который с первого же дня появления феномена «Исламского государства» обвинил Запад в авторстве и спонсорстве этого проекта. Они дважды попытались вовлечь Иран в международную коалицию по борьбе с ИГ, но получали отказ. Тегеран дал понять, что спонсирование терроризма на Ближнем Востоке имеет ярко выраженную антииранскую направленность, и по этой причине он всеми имеющимися средствами будет бороться за защиту своих интересов.
Целью ИГ является блокирование энергетических проектов Тегерана, который еще три года тому назад объявил о своем намерении вывести свой газ к средиземноморскому побережью с использованием транзитных возможностей союзников - Ирака и Сирии. Желая сорвать реализацию экономических проектов Тегерана и тем самым избавиться от нежелательной конкуренции, Запад с помощью своих партнеров в Ближневосточном регионе направил деятельность интернационального джихада в северные регионы Ирака и Сирии, которые ныне полыхают в огне войны. Тем самым, одновременно под ударом террористов оказалось стратегически важное звено шиитской дуги.
Будучи антагонистами, тем не менее, США и Иран отдают себе отчет, что рано или поздно им придется выйти на определенный уровень взаимодействия, что когда-то энергетический потенциал коллизий будет исчерпан. Поэтому, президенты Обама и Роухани, отважились пойти на компромисс и преодолеть груз ненависти, накопившийся за 36 лет жесткого противостояния. Поскольку, очевидно, что в какой-то момент это противостояние, может перерасти в полномасштабную войну, которая может ввергнуть в хаос не только регион Ближнего Востока, но и весь мир.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать