• пятница, 29 Марта, 12:17
  • Baku Баку 14°C

Правда о Стране огней

12 сентября 2015 | 12:31
Правда о Стране огней

ЭКСКЛЮЗИВ
Эксклюзивное интервью газете «Kaспiй» руководителя «Дома Азербайджана» в Париже Мирвари Фаталиевой
- Каким образом получилось, что вы возглавили организацию диаспоры в Париже?
- Должна заметить, что я родом из Губадлинского района Азербайджана, который в 1993 году был оккупирован Арменией. В 1995 году наша семья поселилась в поселке Маштага близ Баку, где и зародилось мое увлечение французским языком. В 1998-м я поступила на переводческий факультет Азербайджанского университета языков, в 2002 году - на магистратуру факультета французской филологии Парижского VIII университета, а по окончании продолжила учебу в магистратуре факультета европоведения и международных отношений. В 2003 году мы с группой азербайджанских студентов создали Азербайджано-французскую молодежную организацию, которой я руководила с 2004-го по 2009-й год. Преодолевая различные трудности, мы занимались пропагандированием истории и культуры Азербайджана, распространяли правду о нашей стране.
После создания семьи, с 2009-го до 2011-го года я жила в Лионе, втором городе Франции, после чего вернулась в Париж и стала работать во Французско-азербайджанской торговой палате, а в 2012-м мы с несколькими соотечественниками возобновили деятельность «Дома Азербайджана». Отмечу, что «Дом Азербайджана» был создан Тимучином Гаджибейли и Рамизом Абуталыбовым еще в 1992 году и проделал большую работу по донесению правды об Азербайджане до французской общественности.
- Насколько активна сегодня азербайджанская община во Франции?
- Официально зарегистрировано 500 человек, но общее число азербайджанцев составляет 6-6,5 тысячи. «Дом Азербайджана» проводит мероприятия в различных городах и регионах страны. Так, недавно мы организовали концерт в Нанте, где имеется многочисленная община наших соотечественников. Наряду с этим, совместно с нашим посольством мы организовали курсы азербайджанского языка, которые действуют уже два года. Должна сказать, что всестороннюю поддержку нам в нашей деятельности оказывают, помимо посольства, Фонд Гейдара Алиева и Государственный комитет по работе с диаспорой Азербайджанской Республики.
- Поддерживаете ли вы связи с азербайджанской диаспорой в других европейских странах?
- Как известно, общую координацию деятельности зарубежной азербайджанской диаспоры осуществляет Государственный комитет по работе с диаспорой. Кроме того, уже несколько лет существует Координационный совет азербайджанских организаций Европы. Мы поддерживаем связи с организациями диаспоры в Германии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, хотя совместных мероприятий пока мало.
- Азербайджанская общественность хорошо знает, что не так давно вы участвовали в конференции, проведенной в Национальной ассамблее армянским лобби, и подверглись там нападению. Было ли это для вас неожиданностью?
- Это был второй случай, когда я пострадала от рук армян. Первый - наше изгнание из родных мест в 1993 году в результате агрессии Армении. Узнав о проведении в Национальной ассамблее конференции «События в Сумгайыте и народ Нагорного Карабаха 25 лет спустя», я решила пойти туда, чтобы узнать точку зрения другой стороны относительно карабахской проблемы. В демократических странах такие дебаты по актуальным вопросам - дело обычное. Мы пошли вдвоем с молодым ученым, государственным стипендиантом Вусалом Гусейновым. Странно, что в конференции хотели участвовать многие азербайджанцы, но в список участников внесли только нас. Сначала показали фильм о событиях в Сумгайыте, а потом начались выступления, причем все однотипные - сплошь клевета и очернительство в адрес Азербайджана. В зале было человек 120. После выступлений ведущий пригласил присутствующих минутой молчания почтить память убитых в Сумгайыте армян. Мы с Вусалом остались сидеть в знак протеста против этих тенденциозных выступлений. Видя это, окружающие стали кричать на нас, требуя подняться. Тогда я встала и заявила, что делаю это из уважения к памяти жертв геноцида в Ходжалы и что сегодня 21-я годовщина этой трагедии. В этот момент какой-то человек лет 40, как я узнала потом из сюжета по армянскому телевидению, это был руководитель Французского бюро по армянским вопросам Вержебедиян, схватил меня за руку и усадил на место, а другой рукой стал зажимать мне рот. Вусал потребовал от него убрать руки, и я встала и повторила свои слова. Как только минута молчания закончилась, тот человек опять подошел и дал мне оплеуху. Вусал стал защищать меня, а остальные словно того и ждали - скопом накинулись со всех сторон. На нас посыпались пинки и кулаки, сопровождаемые площадной бранью, причем меня били больше по лицу, но больше всего досталось Вусалу. Я хотела было выбежать из зала, но в дверях меня схватил за руку пожилой человек. Спустя два дня я узнала, что это депутат Франсуа Рошблуан, женатый на армянке. Я все же выскочила в коридор и заметила приоткрытую дверь. В этом зале шло заседание депутатов. Войдя, я заметила знакомых депутатов от правых партий Жана Луи Борло и Эрве Морина, и стала в слезах просить о помощи, сказав, что мы подверглись нападению и что армяне могут убить азербайджанца. Там была женщина-сенатор, которая посоветовала мне вызвать нашего посла. Я стала звонить послу Эльчину Амирбекову, но он не отвечал, поскольку, как и мне было известно, в этот день он находился на открытии выставки в культурном центре посольства, посвященной трагедии Ходжалы. Мне все же удалось передать послу о случившемся. В это время прибыли парламентская охрана, скорая помощь, а в самом конце жандармы, нас отвели в отдел жандармерии. Спустя где-то полчаса пришел и наш посол.
- А какова была реакция на этот позорный случай французских правоохранительных органов?
- После предварительного следствия жандармерия закрыла дело за недостатком улик. Однако год назад мы подали гражданский иск. С тех пор судья беседовал с нами, ознакомился с сутью дела, но конкретно о том, как двигается расследование, мы не знаем. Видимо, армянское лобби прилагает большие усилия, чтобы помешать расследованию.
- Неужели армянское лобби в этой стране имеет такие возможности?
- Во Франции армяне живут уже несколько веков, они пустили здесь корни и представлены во всех областях жизни. Сегодня в стране больше полумиллиона армян, и, к великому нашему сожалению, они имеют возможность влиять на общественно-политические события. Это проявляется и в позиции Франции относительно карабахского конфликта и по проблеме мифического «геноцида армян».
- Как отреагировала азербайджанская диаспора Франции, включая и «Дом Азербайджана», на визит в эту страну главы сепаратистского режима на оккупированной территории Азербайджана и его прием на высоком уровне?
- «Дом Азербайджана» и Ассоциация друзей Азербайджана направили соответствующую декларацию в Европейский парламент, Национальную ассамблею и Сенат Франции. Как известно, во время этого визита были подписаны соглашения о сотрудничества между отдельными французскими городами и оккупированными городами Азербайджана. Нет сомнения, что это своего рода жест руководителей местных органов власти в обмен на голоса армянской общины. Руководитель Ассоциации друзей Азербайджана Жан Франсуа Мансел направил запрос об этом в МИД, и мы ждем ответа. Наряду с этим, вице-президент ассоциации Натали Гуле задала вопрос министру иностранных дел, и последний ответил, что Франция однозначно признает территориальную целостность Азербайджана. Вопрос об этих договорах между городами прорабатывается на различных уровнях, посольство нашей страны предприняло ряд шагов на официальном уровне.
- Известно, что вы регулярно проводите мероприятия по ознакомлению общественности Франции с трагедией Ходжалы...
- В этом направлении по линии «Дома Азербайджана», Ассоциации друзей Азербайджана, общества «Европа - Азербайджан», а также посольства Азербайджана проведен и проводится целый ряд мероприятий. Естественно, это не может беспокоить армянскую диаспору во Франции, которая то и дело пытается сорвать наши мероприятия. Это означает, что наша активность уже приносит плоды, правдивая информация прокладывает себе путь.
- А как вы оцениваете роль межпарламентских контактов в развитии отношений между нашими странами?
- Руководя «Домом Азербайджана», я в настоящее время параллельно являюсь также генеральным секретарем Ассоциации друзей Азербайджана. Эта организация была создана в 1998 году послом Франции в Азербайджане Жаном Перреном, а в мае 2014 года возобновила свою деятельность с новым составом правления. Возглавляет ассоциацию депутат Национальной ассамблеи Жан Франсуа Мансел, в ней сейчас около 400 членов – парламентарии, деятели искусств, журналисты. Среди членов правления - мэр 7-го района Парижа, депутат Европейского парламента Рашида Дати, сенаторы Жан Мари Бокел, Натали Гуле, Тьерри Мариани, известный режиссер и актер Робер Оссейн.
- Вы приезжали с многочисленной группой любителей спорта на первые Европейские игры в Баку. Какое впечатление произвела на французов наша страна?
- Хочу заметить, что проведение в Азербайджане столь крупного спортивного мероприятия, как Европейские игры, представляет собой яркое проявление растущего авторитета нашей страны на международной арене. Азербайджан продемонстрировал зарубежной общественности свои достижения, утвердил свой имидж миролюбивой и толерантной страны. Один тот факт, что мы сумели подготовиться на высоком уровне к столь масштабному мероприятию международного уровня всего лишь за 30 месяцев, красноречиво свидетельствует о возможностях Азербайджана. В этом, а также в проведении на высоком уровне во Франции и других странах презентаций Игр велика роль первой леди нашей страны, президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой. Эти мероприятия заметно усилили интерес к Азербайджану за рубежом, и мы во Франции также явственно почувствовали повышенный интерес к нашей стране.
Кстати, мы, азербайджанская диаспора во Франции, также проводили различные пропагандистские мероприятия в связи с первыми Евроиграми «Баку-2015». Сегодня Азербайджан во Франции знают и уважают, растет число желающих посетить нашу страну, познакомиться с ее богатой культурой, ее людьми.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать