• пятница, 29 Марта, 17:08
  • Baku Баку 14°C

Сбалансированный подход

12 апреля 2014 | 11:14
Сбалансированный подход

Интервью газеты «Каспiй» с политологом Огтаем Садыхзаде.
- Как вы оцениваете визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран?
- Несомненно, данный визит планировался задолго до его осуществления. Но дополнительными факторами, ускорившими его, стали события вокруг Крыма, посещение начальником Генштаба и премьер-министром Турции Баку, пребытие к нам начальника российского Генштаба и ожидаемый визит госсекретаря США. Сам визит прошел в очень теплой обстановке. Да и не могло быть иначе. Наши народы связывает не только близкое соседство, но и многие общие ценности. Хотя при этом нельзя забывать и факт наличия определенного недопонимания в межгосударственных отношениях, связанного поддержкой официальным Тегераном Армении в некоторых вопросах, в частности экономической и энергетической областях. В ходе переговоров нашей делегации удалось довести до руководства Ирана данную озабоченность азербайджанской стороны. Полагаю, что обсуждая ситуацию в Украине, отношения между Россией и ЕС, стороны обсудили и вопрос совместных поставок газа в Европу. А принимая во внимание тот факт, что по итогам встреч Президент Азербайджана пригласил своего иранского коллегу посетить нашу страну, означает, что визит прошел успешно и по ряду сложных вопросов стороны нашли взаипомонимание.
- Какова ваша оценка недавнего визита премьер-министра Турции Эрдогана в Баку?
- Это традиция, ставшая элементом стратегических союзных отношений между нашими странами, которой придерживаются как в Анкаре, так и в Баку. Конечно что же визит Эрдогана был связан в первую очередь с ситуацией вокруг Крыма. Стороны достаточно подробно и плодотворно обсудили вопросы, связанные с безопасностью и наращиванию азербайджано-турецких контактов именно в этой сфере. Также полагаю, что стороны обсудили вопросы, вытекающие из экономических санкций, введенных США и ЕС против России. А также договорились и далее выступать по этим и другим животрепещущим вопросам международных отношений с общих позиций.
- Участившиеся в последнее время и еще ожидаемые визиты в Баку чиновников высоких рангов из разных стран мира говорят о возросшей значимости Азербайджана. В связи с этим в экспертном сообществе появились мнения о том, что скоро нашей стране придется выбирать с кем быть - с Западом или Россией. Насколько вероятен такой сценарий, когда Азербайджану придется отказаться от своей сбалансированной внешней политики?
- Этот сценарий не реален. Последние несколько лет Азербайджан входит в Движение неприсоединения, вся внешняя политика страны сосредоточена на активном нейтралитете. Поэтому я уверен, что Азербайджан и впредь будет сохранять прежнюю политику в отношении, как своих соседей, так и крупных международных игроков. К примеру, в ходе голосования в ГА ООН по Крыму мы, поддержав Украину, еще раз подтвердили свою приверженность международному праву, особенно его главенствующиму принципу - территориальной целостности и нерушимости границ государств. Что касается участия Турции в антироссийских санкциях, то, уверен, оно будет минимальным. Дело в том, что турецко-российские отношения, включая их энергетическую составляющую, туристический бизнес, очень важны для Турции, чтобы она могла ими так легко поступиться. Поэтому даже если Анкара и присоединиться к санкциям, то в самой минимальной форме. Также я уверен, что несмотря на давление Запада Азербайджан вообще не присоединиться к антироссийским санкциям и в этом смысле не изменит своей концепции сбалансированной внешней политики. Вспомним как официальный Баку отказал Западу, настаивающему на предоставлении воздушного коридора на Иран. Полагая что аналогичную позицию власти Азербайджана продемонстрируют и в случае с Россией.
- В свете украинских событий, какие изменения вы ожидаете в нашем регионе?
- Об этом сейчас сложно сказать однозначно. Ситуация может развиться как по позитивному, так и по негативному сценарию. Многое будет зависеть от того, в каком русле будут развиваться события в Восточной Украине. Если возобладает негативный сценарий, то я не исключаю российское военное вмешательство в Восточную и Юго-Восточную Украину и дальнейшую эскалацию во взаимоотношениях России и Запада. Что касается нашего региона - Южного Кавказа, то я вполне допускаю обострение ситуации в Грузии, в частности вокруг Южной Осетии. В то же время я не ожидаю ухудшения обстановки вокруг Нагорного Карабаха.
- Насколько реально заключение военно-политического союза между Азербайджаном и Турцией с дальнейшим подключением к нему Грузии?
- Это не реально. Во-первых сам Азербайджан был бы против заключения каких-то обязывающих его военно-политических соглашений с участием Грузии. Да и Турция, как показывает наше многолетнее межгосударственное сотрудничество, не стремится к подписанию военного пакта с Азербайджаном. То есть в этом вопросе ничего не изменилось с начала 90-х годов. Именно Анкара не желает себя связывать по рукам и ногам военным пактом с Азербайджаном. Так как в случае заключения подобного соглашения Турции придется стать нашим реальным военным союзником, а до этого ей придется покинуть ряды НАТО, что не отвечает государственным интересам Турции. Во-вторых, подписание военного пакта с Азербайджаном сразу же ухудшит ее отношения с Россией. На это Анкара не может пойти и не пойдет. Поэтому все разговоры о военно-политическом союзе Азербайджана и Турции так и останутся разговорами на уровне прессы и экспертного сообщества. К тому же, Азербайджан свой выбор уже сделал в пользу Движения не присоединения.
- Возможно ли в краткосрочной перспективе, повторение украинских событий в других странах постсоветского пространства?
- Повторение украинского сценария вполне реально в Молдове, которая может де-юре потерять Приднестровье. Принимая во внимание тот факт, что со стороны Молдовы граница давно перекрыта, а тут еще и Украина закрыла границу с этой самопровозглашенной республикой, блокада для Приднестровья не исключена. А этот факт дает военно-политическим кругам России дополнительный козырь в их попытках либо официально признать Приднестровье независимым государством, либо осуществить там референдум, подобный крымскому и включить данную территорию в свой состав. Но такой сценарий реален только в Приднестровье, где проживает много этнических русских. В других сепаратистских республиках такого количества русских нет. К примеру, в Нагорном Карабахе русских нет вообще, эта территория никогда не входила ни в состав РСФСР, ни в состав РФ. Поэтому в этом плане ситуация сильно отличается и нам не стоит беспокоиться о повторении крымского сценария в НК. Что касается прибалтийских республик, где также проживает немало этнических русских, то все три страны входят в НАТО и находятся под зонтиком безопасности Североатлантического альянса. В отношении Северного Казахстана, где компактно проживают русские, опасения также напрасны, посколько Казахстан является союзником России по ОДКБ и Таможенному союзу. Поэтому Москва не будет портить отношения с Астаной, подогревая сепаратистские настроения среди русского населения этой страны.
В.РОМАНОВ
banner

Советуем почитать