• пятница, 19 Апреля, 10:07
  • Baku Баку 13°C

Последний генерал рода Кенгерли - Часть V

09 сентября 2015 | 17:25
Последний генерал рода Кенгерли - Часть V

Если Азербайджан заботится о своем суверенитете, полной свободе, он в первую очередь должен думать о собственной национальной армии, национальных офицерах. Обо всем этом я думал. Двадцать пять лет назад я высказал мысль о создании не имеющей аналога специализированной военной школы. Мы создали эту школу. Действительно, спустя двадцать пять лет с того времени в числе прочих дел я сам высоко оцениваю этот шаг, эту инициативу.
Гейдар АЛИЕВ
1990 год

ЛЕТОПИСЬ
ЧАСТЬ V
Вопрос: Вы информировали Корка о ваших разговорах с Гараевым?
Ответ: Да. Встретившись в кабинете Корка, который был в то время начальником Академии, я ему передал все эти сведения. Корк сказал, что если все это верно, то нужно считать, что работа проделана большая, но выразил опасение, что вербовка большого процента начсостава может привести к провалу, а потому было предложено охватывать узкий круг лиц начсостава и вести умелую работу среди остальных (агитация, соответствующий подбор начсостава и красноармейцев).
Вопрос: Расскажите подробно, что вам известно о плане вооруженного восстания?
Ответ: План восстания в Азербайджане мне был известен со слов Алигейдара Гараева.
Как я уже указывал, силой, на которую должен был опереться Азербайджанский национальный центр в случае восстания, являлась Аздивизия, отчасти милиция и местное население, по подготовке которого шла усиленная работа по всем районам Азербайджана.
Районные повстанческие отряды должны были возглавить председатели райисполкомов и секретари райкомов - участники организации. Начальниками штабов отрядов должны были быть райвоенкомы или начморы райвоенкоматов. Ядром этих отрядов и комсоставом должны были быть демобилизованные красноармейцы, милиция и проживающий в этих районах демобилизованный начсостав.
Восстание должно было начаться одновременно во всех районах. Районные отряды, быстро окончив свое дело в районах, должны были сосредоточиться на близлежащих железнодорожных станциях, где получить дальнейшее назначение. Этим дальнейшим назначением должно быть, смотря по обстановке, или Баку (если бы произошла задержка в захвате власти), или же граница с РСФСР для организации сопротивления на случай наступления частей Красной армии из РСФСР, а часть отрядов шла на борьбу с погранотрядами.
Власть в Баку и близлежащих районах предполагалось захватить при помощи Аздивизии, милиции и местного населения. Части Аздивизии, которые были расположены вне Баку, должны были незамедлительно следовать в Баку. План захвата власти в Баку и общий план по всему Азербайджану составлялся командиром Аздивизии Гамбаем Визировым.
Вопрос: Вы информировали Корка об этом плане вооруженного восстания в Азербайджане?
Ответ: Да, информировал. После моего доклада Корку, а последнего - Тухачевскому были внесены следующие коррективы:
1) повстанческие отряды и Аздивизия должны не только сосредоточиться на границе, но и быть готовыми оказать помощь дагестанским повстанцам;
2) части Аздивизии, расположенные вне Баку, под разными предлогами должны были быть перед восстанием приближены к Баку, чтобы захват власти в Баку осуществить наверняка и быстро.
Эти указания военного центра я передал Гараеву. Подобные планы были в Армении и Грузии. Военные организации этих республик возглавляли участники организации - командиры соответствующих дивизий. Не знаю, были ли известны планы вооруженного восстания этих республик Гараеву, во всяком случае, он мне об этом не говорил.
Вопрос: После разгрома Азербайджанского национального центра в 1930 году была ли установлена связь с капиталистическими странами вновь созданным центром?
Ответ: В ходе моей беседы с Гараевым в 1937 году мне стало известно, что в Баку Азербайджанским национальным центром ведутся соответствующие переговоры с правительствами Турции и Персии через соответствующих консулов. Помощь должна заключаться в вооруженной помощи за счет соответствующей компенсации. Кто конкретно из Азербайджанского национального центра был уполномочен вести эти переговоры, мне Гараев не говорил, и я об этом его не спрашивал.
Компенсация правительствами Турции и Персии должна была заключаться в территориальной уступке (Нахчыванской Республики - Турции и Лянкяранского уезда - Персии), материальной компенсации, главным образом нефтью, и соответствующих льготах при заключении в дальнейшем торговых договоров.
Гараев тут же меня предупредил о большой секретности этого разговора и просил не информировать об этом Корка.
Вопрос: С кем еще из участников Азербайджанского центра вы встречались во время вашего нахождения в Москве?
Ответ: Из участников Азербайджанского национального центра, приезжавших из Азербайджана, имел беседу о положении в Азербайджане с бывшим военкомом Аздивизии Рахмановым Гасаном, который работал начальником Каспийского флота (гражданского) и комендантом города Баку Магерамовым.
С Рахмановым я говорил относительно вербовки, которая производится Азербайджанским национальным центром, и о подготовке вооруженного восстания. Рахманов мне назвал лиц, которые входят в Азербайджанский национальный центр; фамилии сходятся с теми, которые называл мне Гараев. Всех я не помню; фамилии, которые помню, я перечислил уже в показании. Рахманов меня также информировал о ходе подготовки вооруженного восстания. Он указал, что благодаря весьма авторитетному составу Азербайджанского национального центра вербовка идет весьма успешно и что работа особенно успешно идет в районах. Рахманов указал также, что основная разница между готовящимся восстанием и прежними в Азербайджане в том, что будущее восстание возглавят ответственные работники районов.
Рахманов выразил полную уверенность в том, что восстание завершится полным успехом.
С Магерамовым я говорил главным образом о положении с вербовкой и работой, проводимой в Аздивизии. Магерамов указал, что после примирения, которое состоялось между командиром дивизии Везировым и военкомом Джабиром Алиевым, работа пошла успешно. Магерамов назвал лиц, которых удалось завербовать. Он на¬звал мне фамилии комдива Визирова, военкома Джабира Алиева, замна¬чальника политотдела Аздивизии Юсупова, начальника штаба дивизии Сурсала Ибрагимова (не помню, был ли он начальником штаба дивизии или начальником 1-й части штаба), предтрибунала Аздивизии Тагиева, помощника начальника штаба дивизии (фамилию не помню, кажется, Мамедов). Он назвал также фамилии ряда лиц старшего и среднего начсостава. Всех не помню. Запомнились мне следующие лица: командир Бакинского полка Мехтиев, командир полка Муртуза Талибзаде, командир четвертого артполка (фамилию забыл). Назвал он фамилии также ряда начальников штабов полков и помкомполков, но я их сейчас не вспомню.
Магерамов сказал, что вербовка продолжается и нужно полагать, что охватит очень большой процент начсостава дивизии. Я сообщил Магерамову, что такая массовая вербовка вызывает опасение у московских работников (я имел в виду военный центр), что это нарушает принципы конспирации и может привести к провалу всей работы. Магерамов сказал, что этот вопрос ни у кого в Азербайджане не вызывает опасений, так как вербуются надежные люди. Однако он знал об указании ограничить вербовку охватом наиболее надежных и нужных людей и центр тяжести перенести на соответствующий подбор начсостава и красноармейцев, а также на воспитание личного состава дивизии в шовинистическом духе.
Продолжение следует
Шамистан НАЗИРЛИ,
полковник-лейтенант в отставке,
военный публицист

banner

Советуем почитать