• пятница, 29 Марта, 18:20
  • Baku Баку 14°C

Сценарий войны

15 августа 2015 | 15:22
Сценарий войны

Ситуация в Украине продолжает оставаться напряженной. Наряду с постоянными обстрелами противоборствующими сторонами друг друга все более ожесточенными и масштабными становятся бои местного значения, вызванные попытками сепаратистов прощупать оборону Вооруженных сил Украины, найти в ней слабое место. При этом ни одна из сторон так и не решается перейти в полномасштабное наступление.
Ситуацию на юго-востоке Украины в интервью газете «Каспiй» прокомментировал директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск, Беларусь) Арсений Сивицкий.
- Лето подходит к концу. Истекает лучшее время для осуществления крупномасштабных наступательных операций. Но противоборствующие стороны ограничились обстрелами и боями местного значения.
- Действительно, летний период гораздо в большей степени подходит для проведения наступательных операций. Тем не менее на данный момент стороны пока что воздерживаются от таких шагов. Хотя в течение мая-июня глубинная разведывательная активность подразделений ДНР и ЛНР вдоль линии разграничения свидетельствовала о подготовке к масштабной наступательной операции. И даже в каком-то смысле она началась было в первые числа июня, когда вооруженные формирования ДНР и ЛНР предприняли наступление на Марьинку вблизи Донецка. Но после однозначных оценок наблюдателей ОБСЕ, указывающих на то, что режим тишины был нарушен ДНР/ЛНР, они остановили наступательную операцию из-за угроз ужесточения западного санкционного режима против России.
Однако ситуация сегодня такова, что у ДНР и ЛНР сконцентрированы в руках такие ресурсы, которые запросто позволят им взять под контроль всю территорию Луганской и Донецкой областей. Численность их общей группировки составляет около 45 тысяч человек, при этом они имеют в своем распоряжении уже более тысячи единиц бронетехники. По оценкам западных военных аналитиков, по своим возможностям эта группировка гораздо сильнее, чем армии некоторых натовских государств Центральной Европы. В этой связи с учетом нынешнего состояния Вооруженных сил Украины эффективная наступательная операция с украинской стороны невозможна. К тому же нельзя забывать, что вблизи российско-украинской границы находится группировка российских вооруженных сил численностью 65 тысяч человек, которая неизвестно как себя поведет в случае реализации подобного сценария.
Таким образом, украинская сторона будет воздерживаться от наступательных действий, впрочем, как и ДНР и ЛНР, пока продолжаются переговоры в рамках Минской контактной группы ОБСЕ. Однако очевидно, что как только минский переговорный процесс серьезно забуксует, это даст повод ДНР и ЛНР обвинить Киев в нарушении Минских соглашений и позволит действовать более жестко. Последние месяцы представители ДНР и ЛНР именно этим и занимаются на переговорах - обвиняют украинскую сторону в нарушении Минских соглашений, в том, что украинские власти не учитывают предложенных ими поправок в конституцию, и настаивают на том, что сперва должно быть принято постоянное законодательство, закрепляющее особый статус Донбасса.
Однако это не соответствует той очередности шагов, которые прописаны в Комплексе мер по реализации Минских соглашений. Украинская же сторона, в соответствии с Минскими соглашениями, настаивает на необходимости проведения сперва местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, после чего будут выбраны легитимные представители Донбасса, с которыми Киев и будет вести прямой диалог и консультации как о внесении изменений в конституцию, так и принятии постоянного законодательства по Донбассу.
Наши источники, близкие к переговорному процессу, заявляют, что ДНР и ЛНР угрожают началом новой эскалации, если Киев будет по-прежнему настаивать на собственной позиции. ДНР и ЛНР уже объявили в одностороннем порядке проведение местных выборов в Донбассе в ноябре этого года, к участию в которых они, кстати, не собираются допускать украинские партии, что также является серьезным нарушением Минских соглашений.
Поэтому, несмотря на достигнутый прогресс по таким важным пунктам повестки дня переговоров, как гуманитарные и экономические вопросы, на востоке Украины до сих пор сохраняется высокий уровень военно-политической напряженности, рискующий вылиться в новую эскалацию. С учетом вышеперечисленных факторов, а также обнародования результатов расследования по сбитому под Донецком малазийского Боинга, она может произойти уже в ближайшее время, в отрезке между сентябрем и ноябрем.
Судя по тому, как пострадавшие стороны проталкивают резолюцию по созданию международного трибунала по этому инциденту, а также утечки в СМИ результатов расследования, прямая вина за крушение малазийского Боинга будет возложена на ДНР и ЛНР, а косвенная причастность к трагедии - на Россию. Если все будет развиваться по данному сценарию, это сформирует серьезные международно-правовые последствия как для ДНР и ЛНР, которые могут быть объявлены террористическими организациями, чего давно добивается Украина, так и для самой России. В свою очередь это приведет к необходимости пересмотра минского процесса, в котором представители ДНР и ЛНР пока что представлены в качестве переговорщиков. Будут ли вестись переговоры с ДНР и ЛНР в случае признания их террористическими организациями - большой вопрос. И это, безусловно, катастрофический сценарий для региона.
Очевидно, что если события будут развиваться в данной логике, то надеяться на деэскалацию напряженности не приходится. Наоборот, в этой связи возобновление широкомасштабных боевых действий, к сожалению, представляется наиболее вероятным сценарием. Хотя, конечно, все возможно, и Россия может, например, очень жестко принудить ДНР и ЛНР выполнить все пункты Минских соглашений и сразу же закрыть этот проект и таким образом заслужить более лояльное отношение Запада и, возможно, смягчить международно-правовые последствия, о которых я говорил выше. В этом случае будет соблюдена временная рамка Минских соглашений (ключевые пункты должны быть реализованы к концу 2015 года), и это послужит основанием для начала нормализации отношений между Россией и Западом. Но пока что этот сценарий представляется маловероятным как по внутриидеологическим, так и внешнеполитическим мотивам для Кремля.
Есть одна закономерность, которая проявилась во время украинского кризиса. Чем сильнее внешнее давление на Россию со стороны Запада, тем агрессивнее ее внешняя политика на постсоветском пространстве.
- Каковы перспективы недавно созданного Комитета спасения Украины?
- Я скептически отношусь к перспективам этого проекта. Дело в том, что во многом те люди, который вошли в состав Комитета спасения Украины, и ответственны за политический кризис, который был обусловлен отказом Виктора Януковича подписать Соглашения об ассоциации с ЕС на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Напомню, что именно Николай Азаров с украинской стороны был ответственен за подготовку подписания ассоциативного соглашения с ЕС. Если это частная инициатива входящих в комитет персон, то никакой перспективы у него нет. Если же все-таки за этим проектом кто-то стоит, то его создали, скорее всего, только для того, чтобы отвлечь внимание от реальных теневых кандидатов, которые призваны в будущем заместить нынешнее украинское правительство. Причем это может произойти как в результате нового серьезного внутриполитического кризиса в Украине, так и в случае серьезной эскалации напряженности на востоке Украины, которая распространится на другие регионы.
- Официальный Минск считает необходимым уделять повышенное внимание гос-границе с Украиной из-за роста там оборота нелегального оружия. Следует ли ожидать в ближайшем будущем каких-то вооруженных провокаций по втягиванию Беларуси в эту войну?
- Несмотря на участившиеся случаи нелегального обращения оружия в приграничных с Украиной регионах, ситуация находится под контролем. Действительно, белорусские власти уделяют повышенное внимание данному участку государственной границы. Недавно там проходила серия учений, в которых были задействованы подразделения Государственного пограничного комитета и сил специальных операций.
В этой связи вряд ли стоит ожидать там каких-либо провокаций. Тем более что в силу договоренностей на высоком политическом уровне между Беларусью и Украиной (Минск дал гарантии невозможности вторжения с его территории в Украину) украинская сторона не заинтересована в этом. ЛНР и ДНР, к счастью, не контролируют никаких участков государственной границы с Беларусью, поэтому масштабные провокации с их стороны тоже пока что маловероятны.
Существует только один гипотетический сценарий, при котором Беларусь может быть втянута в военный конфликт с Украиной - это если война на востоке Украины из режима proxy, или как сегодня модно говорить - «гибридной», перейдет в состояние объявленной войны между Россией и Украиной. С учетом того, что существуют военно-политические обязательства между Россией и Беларусью в вопросах координации оборонной политики в рамках общего оборонного пространства Союзного государства, формально это будет требовать определенных шагов со стороны Минска, например, предоставления своей территории для осуществления военных операций против Украины. Однако здесь никакого автоматизма не предусмотрено. Несмотря на соглашения по координации внешней и оборонной политики между Беларусью и Россией, российская сторона не стремится согласовывать свои решения с белорусской стороной ни в ситуации с так называемой крымской операцией, ни в вопросе выработки политики в отношении Украины, НАТО и т.д. В этой связи Беларусь имеет все основания на то, чтобы действовать, исходя из собственного видения военно-политической ситуации, раз никакого согласования не происходит. При этом согласование это должно происходить на основе консенсуса, а не уведомления о своих намерениях.
Таким образом, до тех пор, пока Украина не является источником военных угроз, участие Беларуси в войне против этого государства невозможно.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать