• пятница, 29 Марта, 16:00
  • Baku Баку 14°C

От юнкера до генерала

31 июля 2015 | 16:25
От юнкера до генерала

В этом году выдающемуся азербайджанскому военачальнику Джамшиду Нахчыванскому исполняется 120 лет. Его имя навсегда вошло в военную летопись азербайджанского народа. В Распоряжении Президента Азербайджана Ильхама Алиева «О проведении 120-летнего юбилея Джамшида Нахчыванского» говорится: «Джамшид Нахчыванский как умелый полководец прошел славный боевой путь и своей отвагой, проявленной в борьбе за независимость Азербайджана, внес ценный вклад в историю национального военного искусства».
В соответствии с распоряжением главы государства Верховный Меджлис Нахчыванской Автономной Республики утвердил план мероприятий по проведению в НАР юбилея Джамшида Нахчыванского.
Выдающийся азербайджанский военачальник прошел путь от юнкера и рядового до генерала. Из архивных документов и воспоминаний современников свидетельствует, что Дж.Нахчыванский прошел интересный, насыщенный жизненный путь. Будучи представителем семьи ханов Нахчыванских, он достойно продолжил и приумножил славные боевые традиции предков.
В СССР, в том числе в Азербайджане, публикации о нем стали появляться главным образом после 1971 года. Стоит подчеркнуть, что научные и научно-популярные статьи о жизни и деятельности Дж.Нахчыванского появились на страницах печати благодаря решительным шагам, которые предпринял наш общенациональный лидер Гейдар Алиев практически сразу после своего избрания первым секретарем ЦК КП Азербайджана 14 июля 1969 года.
Первая публикация о Джамшиде Нахчыванском принадлежит перу замечательного азербайджанского историка Али Алиева, она вышла в газете «Азербайджан гянджляри» 7 января 1971 года, встретив повышенный интерес. Затем последовали другие статьи, посвященные военной деятельности Джамшида Нахчыванского. Автор этих строк недавно перечитал многие из публикаций, хранящихся в библиотечных фондах. И по прочтении этих материалов возник вопрос: неужели жизненный и ратный путь Джамшида Нахчыванского был так гладок и усыпан розами? Конечно, не следует забывать, что указанные материалы публиковались в условиях строжайшей советской цензуры. После обретения Азербайджаном независимости стали выходить в свет книги, посвященные Дж.Нахчыванскому. Лучшая из них - монография российского историка Рудольфа Иванова «Именем Союза Советских…» объемом в 832 страницы, изданная в Москве в 2007 году.
Наряду с этим некоторые исследователи распространяют на сайтах ошибочные тезисы наподобие того, что Джамшид Нахчыванский родился якобы в Тифлисе. И это при том, что в целом ряде фондов Государственного Военно-исторического архива России хранятся официальные документы о видном азербайджанском военачальнике. Так, в фонде №35866 имеется служебная книжка прапорщика татарского кавалерийского полка Джамшид хана Нахчыванского, составленная в апреле 1915 года. Из документа явствует, что он родился 9 августа 1895 года в городе Нахчыван, в семье штабс-ротмистра Джафаргулу хана Кенгерли Нахчыванского. При этом в азербайджанской литературе датой рождения почему-то указывается 10 августа.
Джамшид хан был вторым ребенком, кроме него в семье воспитывались четыре брата и сестра: Калбалы (20.10.1891- прибл. 1934), Назлыбейим (?-?), Теймур (?-1916), Эхсан (1.04.1894-1920), Давуд (?-?). Начальное образование получил на дому от гувернеров, выучился писать на родном языке, овладел русским и французским языками. Позже он учился в пансионе в Иреване, затем - в Тифлисе, в кадетском корпусе. Между прочим, о периодах его учебы в этом военном учебном заведении также имеются различные мнения. Так, в книге Фирдовси Заманова «Боевой путь отцов» (Баку, 1976 г.) говорится, что Джамшид Нахчыванский поступил в кадетский корпус восьми лет, т.е. в 1903 году. С другой стороны, согласно источникам, он окончил семилетнюю учебу в кадетском корпусе в марте 1914-го. В выданном ему свидетельстве указано, что он сдавал экзамены с 30 апреля до 14 июня. Следовательно, поступал Джамшид в военное училище в 1907 году. В первый класс кадетского корпуса принимали 10-12-летних, а во второй класс - 11-13-летних. Этот возрастной ценз установили, чтобы курсанты имели некоторые познания. Согласно нашим изысканиям, Джамшид Нахчыванский был принят во второй класс кадетского корпуса в 12-летнем возрасте. Он успешно сдал все положенные экзамены и после трехмесячной военной службы 8 ноября 1914 года получил первое свое воинское звание. В это время Дж.Нахчыванскому было 19 лет. По существовавшему в Российской империи правилу, лица моложе 21 года могли обучаться в военных учебных заведениях только с разрешения родителей. Поэтому его отец Джафаргулу хан написал 23 июля 1914 года такое заявление, и 30 августа того же года Джамшид поступил в гвардейское училище в западноукраинском городе Елизаветград.
Однако начавшаяся Первая мировая война внесла свои коррективы: проучившись четыре месяца, Дж.Нахчыванский 6 сентября принял воинскую присягу. Датой начала его военной службы в документах указывается 1 сентября 1914 года. 1 декабря того же года он был направлен в резервную сотню Татарского (азербайджанского) полка Кавказской кавалерийской дивизии, сформированной из мусульман, и тогда же ему присвоили воинское звание поручика. Приказ о его зачислении в часть был издан 4 марта 1915 года в г.Бугач. Все эти сведения содержатся в вышеуказанной служебной книжке, выписанной 15 апреля 1915 года и подписанной командиром дивизии великим князем Михаилом Александровичем Романовым и начальником штаба полковником Юзефовичем. Думается, что сведения этого документа заслуживают доверия. Из той же книжки явствует, что Дж.Нахчыванский участвовал в военных сражениях с 5 марта.
7 марта молодой офицер получил первое боевое задание - руководить стрельбами на полигоне. Этот день стал для Джамшида своего рода боевым крещением. 19 марта он был временно назначен адъютантом командира полка, а когда полк был расквартирован в селе Червоноград, он сдал адъютантские полномочия. 22 июля того же года за проявленные в боях отвагу и доблесть Дж.Нахчыванский награжден орденом Св.Анны IV степени с надписью «За доблесть», хотя орден был ему вручен только 14 февраля 1916 года. 25 августа азербайджанский офицер был ранен в бою у села Новоселка и направлен в госпиталь (приказ №243 от 31 августа). Командир полка полковник Половцев представил его к награждению Георгиевским оружием, однако Дума Юго-Западного фронта пришла к выводу, что столь молодому офицеру рано получать такую высокую награду. 19 сентября Джамшид Нахчыванский был произведен в корнеты.
12 мая 1916 года, когда полк стоял в селе Косовo, было объявлено о награждении Джамшид хана Нахчыванского орденом Св.Станислава III степени с саблей и бантом. В свои 20 лет приказом от 18 февраля 1916 года он был назначен командиром первого отделения сотни Татарского кавалерийского полка знаменитой «Дикой дивизии». За отличие в боях 22-31 мая командир Татарского полка Половцев 5 июля счел нужным вновь обратиться в Думу фронта с письмом, где указал, что Дж.Нахчыванский достоин Георгиевского оружия. Приказом императора от 26 января 1917 года азербайджанский офицер все же был удостоен высокой награды за активное участие в боях 22-31 мая близ города Луцк, известных как «Брусиловский прорыв» и завершившихся полной победой российский войск над австро-венгерской армией. В этой операции большую роль сыграла «Дикая дивизия», состоявшая из представителей кавказских народов. 31 мая Джамшид хан был вновь ранен. По выздоровлении ему предоставили отпуск, чтобы он съездил на родину.
Это было его последнее посещение Нахчывана, родителей. В следующий раз он приедет оборонять родной город, но тогда здесь уже не будет отчего дома, да и из родных никого не останется...
Во время отпуска, проведенного Джамшид ханом в Нахчыване в 1916 году, умер его брат Теймур, учившийся в Иреванской семинарии. Причины и обстоятельства этой трагедии пока неизвестны. Будем надеяться, что документы прольют свет и на этот вопрос.
В одном из боев Татарский кавалерийский полк, в котором служил Джамшид Нахчыванский, пришел на помощь Ингушскому кавалерийскому полку, оказавшемуся в окружении австрийцев, и понес серьезные потери. Отличившийся в этом бою бесстрашный азербайджанский офицер 15 апреля 1917 года был награжден орденом Св.Анны III степени с саблей и бантом. 30 октября он был произведен в штабс-ротмистры кавалерии.
Во время февральской революции 1917 года Дж.Нахчыванский находился на австрийском фронте. Падение монархии и вызванная им политическая неопределенность не могли не отразиться на армии. «Дикая дивизия» получила приказ генерала Корнилова идти на Петроград, однако личный состав отказался выполнить приказ и потребовал возвращения на Кавказ. Наконец последовал приказ о переводе дивизии на Кавказ, и Джамшид Нахчыванский во главе Татарского полка прибыл в Гянджу (Елизаветполь). Полк был включен в состав азербайджанского корпуса и дислоцирован вначале в Еленендорфе (ныне Гейгель), а спустя некоторое время - в Гараязы. Летом 1918 года полк под командованием Дж.Нахчыванского вместе с азербайджанскими солдатами и турецкими ополченцами участвовал в боях близ Кюрдамира, а в сентябре - в освобождении Баку. Позже в своей автобиографии он писал: «После ухода солдат Бакинской коммуны в город ворвались англичане и войска «Центрокаспия». Мой полк сражался с англичанами и даже захватил в плен две шотландские роты».
После ухода турецких добровольческих частей в Баку стал хозяйничать британский экспедиционный корпус. Поэтому вопросы военного строительства стали рассматриваться правительством Азербайджанской Демократической Республики в числе приоритетных. Джамшид Нахчыванский активно участвовал в работе по созданию и укреплению вооруженных сил. В этот период он занимал должность помощника командира Татарского кавалерийского полка, который в 1919 году по настоянию английского командования был переведен из Баку в Гусар. С уходом англичан из Баку усилилась угроза со стороны белогвардейских войск, находившихся на территории Горской республики. В такой обстановке Дж.Нахчыванский был назначен начальником пограничной охраны со штабом в Яламе. 24 марта 1920 года он стал командиром 2-го Карабахского кавалерийского полка, размещавшегося в Ханкенди. Отправившись к месту прохождения службы, Джамшид хан задержался в Агдаме, поскольку поднявшие мятеж армянские дашнаки захватили Аскеран и дорога на Ханкенди была закрыта. В операции по освобождению Аскеранской крепости Дж.Нахчыванский и его солдаты проявили образцы доблести и героизма.
Окончание следует
Муса ГУЛИЕВ,
научный сотрудник Института
истории, археологии и этнографии
Нахчыванского отделения НАНА,
доктор философии по истории
banner

Советуем почитать