• четверг, 25 Апреля, 04:40
  • Baku Баку 19°C

Кредит доверия

31 июля 2015 | 13:07
Кредит доверия

ЭКСКЛЮЗИВ
Интервью газете «Каспiй» председателя Совета государственной поддержки НПО при Президенте Азербайджана, депутата Милли Меджлиса Азая Гулиева
- Какие изменения произошли с началом действия Совета государственной поддержки НПО при Президенте Азербайджана - удалось ли сектору НПО занять достойное место в обществе?
- Вот уже на протяжении семи лет Совет государственной поддержки НПО, созданный политической волей Президента Азербайджана, вносит вклад в укрепление и развитие устоев гражданского общества в стране. Теперь уже сложно передать общее состояние НПО до создания совета. Ранее наши НПО, можно сказать, целиком зависели от зарубежных источников финансирования.
Однако интересы зарубежных доноров отнюдь не всегда совпадали с интересами азербайджанского народа и государства. Лишь немногим НПО удавалось раздобыть средства и осуществить проекты, подавляющее большинство их фактически бездействовало. Создание совета как национального донорского органа коренным образом изменило ситуацию. Ежегодно мы поддерживаем проекты сотен организаций, осуществляем многочисленные мероприятия по расширению знаний и навыков в различных областях. Вся деятельность нашей структуры до мельчайших деталей проходит на глазах общественности. Многие зарубежные эксперты признают, что с созданием нашего совета в 2008 году начался новый этап в развитии сектора НПО в целом.
- Существует ли сегодня область, представляющая общественную важность, в которой НПО и государство не сотрудничали бы?
- Сегодня практически нет таких сфер, но это произошло не в один день. Уже третье десятилетие отечественные НПО двигаются по этому пути. Сегодня между ними и правительством налажено тесное сотрудничество и партнерство, хотя следует признать, что лет 15-20 назад в этих отношениях присутствовал антагонизм, общественность считала НПО силой, противостоящей власти. В этой точке зрения присутствовала значительная доля субъективности, но имелась и объективность. Чтобы найти общую линию, правительству и НПО пришлось годами вести диалог, взвешивать свои действия и высказывания.
Сегодня НПО стремятся к сотрудничеству не только с правительством, но и с частным сектором. В 2013 году Милли Меджлис принял разработанный нами проект закона «Об общественном участии», указ о применении которого был издан Президентом республики 16 января 2014 года. Этот закон предусматривает создание общественных советов, осуществляющих общественный надзор за деятельностью исполнительных органов.
- В каких сферах государство более всего заинтересовано в использовании возможностей НПО при решении имеющихся проблем?
- Государство заинтересовано в развитии гражданского общества и в утверждении идеи гражданской инициативы в общественном сознании. Во всем, что служит этой цели и представляет общественную актуальность, государство опирается на поддержку НПО. Темы большинства конкурсов, проводимых в различных областях, представляют собой продолжение ранее профинансированных советом проектов.
В прошлом году в рамках объявленных конкурсов по финансовой помощи на 386 проектов различных НПО выделено в общей сложности 2929 тыс. манатов. В рамках осуществленных проектов проведено 640 тренингов и 287 семинаров, издано 23 книги, снято 8 фильмов, разработано 5 сайтов. Кроме того, за 2013-2014 гг. советом профинансировано 27 важных проектов зарубежных НПО относительно Азербайджана. Все они предусматривают распространение среди мировой общественности информации об Азербайджане и его культуре, о геноциде в Ходжалы. В этом ряду хочу особо отметить осуществленные при нашей поддержке в Бельгии и Италии мероприятия, связанные с Ходжалинским геноцидом.
- Можно ли констатировать, что сегодня властные структуры консультируются с НПО при решении важных вопросов, учитывают их точку зрения как позицию общественности?
- Конечно, и в обществе, и в правительстве к голосу НПО прислушиваются, их предложения неизменно принимают во внимание. Как я уже отметил, создание при исполнительной власти общественных советов - важный шаг в этом направлении. Данная мера нацелена на усовершенствование системы управления, и я надеюсь, что это сотрудничество окажется полезным для общества.
- Приходится иной раз слышать, что в Азербайджане ужесточаются законы, регулирующие деятельность НПО…
- Ни о каком ужесточении не может быть и речи. Речь идет о совершенствовании правовой среды для зарубежных НПО и доноров, желающих работать в Азербайджане. Государство хочет знать, какие проекты они собираются осуществлять в Азербайджане и в какой мере они охватывают приоритетные для нашей страны проблемы и задачи.
Цели каждого проекта, финансируемого зарубежными донорами и осуществляемого зарубежными организациями, должны быть прозрачны. В числе важных факторов - налаживание координации, повышение эффективности, избежание повторов, обеспечение прозрачности. Сегодня парламент Азербайджана официально признает гражданское общество своим партнером - доказательством тому служит Меморандум о взаимопонимании, подписанный между советом и парламентом 17 октября 2014 года. Экспертизу всех законов, которые будут приняты в будущем после закона «Об общественном участии», изучение общественного мнения парламент возлагает на неправительственные организации.
Это очень важный шаг, новая форма проявления демократии. Говорю совершенно искренне, что государство не проводит политику ужесточения законов относительно НПО, более того, не имеет ни малейшего подобного намерения. Беспокоиться могут только НПО, нарушающие законы Азербайджана, не выплачивающие налогов, занимающиеся незаконной деятельностью либо не соблюдающие в той или иной мере принципов прозрачности. Улаживаются и трудности, связанные с получением извещений из Министерства юстиции. Все это не потому, что государство стремится притеснять НПО, просто Азербайджан - страна, недавно обретшая независимость, и во многих областях все еще не устранены разного рода пустоты. Если бы мы стремились оказывать давление на НПО, задействовали бы сотни механизмов, с помощью которых можно было бы это сделать.
В законодательстве преду­смотрены система штрафов, различные санкции… Какой из этих механизмов задействован против НПО? Никакой. На сегодняшний день сотни НПО не представляют финансовых отчетов, и ко всем им мы должны бы применить те или иные санкции. 17 сентября 2014 года мы подписали меморандум также с Министерством труда и социальной защиты населения. Известно, что по закону регистрация всех трудовых договоров должна завершиться до 1 октября получением соответствующего документа. Мы попросили министерство установить для НПО отдельный график, продлив этот срок до 31 декабря. Сравните все это с положением в других европейских странах и сделайте вывод: у кого лучше условия - у нас или у них.
- Некоторые утверждают, что возглавляемая вами структура проводит дискриминацию при предоставлении грантов. Каковы критерии, по которым НПО выделяются гранты?
- Совет выдает гранты НПО с 2008 года. За минувший период в стране не осталось организаций, способных заниматься каким-то делом, включая и так называемые «оппозиционные НПО», которые не получали бы от совета грантов. И об этом в Азербайджане знают все. Гранты не выделяются лишь тем, кто или безграмотно излагает проект или же включен в «черный список» совета за грубые нарушения условий договора, оговаривающего выделение средств под проект. Загляните в список поддержанных нами организаций - там и так называемые оппозиционные структуры, и именующие себя независимыми, критикующие правительство организации. Выделяя средства под проекты НПО, мы никогда не проводили какой бы то ни было дискриминации. Такова политическая воля государства.
- В последнее время заметно обострилась проблема бытового насилия. Почему НПО не работают в этой области и есть ли необходимость создания специализирующихся по этой проблеме организаций?
- Случаи насилия против женщин и детей беспокоят всех, в том числе, безусловно, и НПО. В 2014 году под 13 проектов о мерах противодействия семейно-бытовому насилию советом выделено 96 тыс. манатов. Всего же с 2008 года мы выделили под 331 такого рода проект 2 млн. манатов. Если государство будет уверено, что ценой нескольких миллионов манатов эту проблему можно за год искоренить, то средства, конечно, будут выделены. Но ведь проблема связана с мировоззрением людей, этическими и религиозными взглядами, с многовековыми обычаями и традициями. Специализированные в этой области НПО существуют, и мы не имеем претензий к их работе. Но в целом этот сектор нуждается в более глубокой специализации и классификации.
- К вам не раз обращались по поводу совершенствования регистрации НПО - есть ли подвижки в этом направлении?
- Распоряжением Президента Азербайджана утверждены новые правила регистрации НПО. При их соблюдении проблем с теми или иными НПО не останется. Наряду с этим Министерство юстиции переходит к электронному обслуживанию, к режиму online, и если переход полностью состоится, то процедуру открытия НПО можно будет осуществить за короткое время и не выходя из дома. Нужно только запастись терпением.
- Давайте поговорим о принятии составленной вами резолюции «Усиление институтов гражданского общества в регионе ОБСЕ» и о вашем избрании в руководящие органы Парламентской ассамблеи ОБСЕ. С какими трудностями вы сталкивались - ведь ни в том, ни в другом опыта у вас не было?
- С 2005 года я являюсь членом делегации Азербайджана в ПА ОБСЕ, а с 2013-го - заместителем председателя комитета по политическим вопросам и безо­пасности этого органа. На этот пост я был избран в условиях жесткой конкуренции. На сегодняшний день в ПА ОБСЕ приняты две резолюции моего авторства.
Первая - «Усиление институтов гражданского общества в регионе ОБСЕ», принятая в 2013 году и имеющая цель способствовать созданию институтами и странами-членами ОБСЕ благоприятных условий для деятельности НПО, их активного участия в процессе принятия решений. Резолюция предусматривает присвоение НПО совещательного статуса в соответствующих структурах ОБСЕ. С принятием резолюции НПО разрешается участвовать в годичных сессиях ОБСЕ.
Вторая резолюция - «Охрана культурной собственности в регионе ОБСЕ», принятая в 2014 году, нацелена на охрану важнейшей культурной, исторической, религиозной собственности стран-членов, особенно памятников на оккупированных территориях, усиление борьбы против незаконных изменений их формы и содержания, налаживание координации в этой области. Трудности, с которыми сталкиваются эти организации, проистекают чаще всего не столько из-за неопытности, сколько из-за общего уровня авторитета страны. Политика Президента Ильхама Алиева однозначно бережет нас от такого рода трудностей.
Сегодня Азербайджан с его нефтегазовыми проектами занимает важное место в энергетической безопасности Европы. В нынешней обстановке нестабильности, возникшей из-за украинского кризиса, экономическая политика Азербайджана и успешная реализация проектов международного масштаба вызывают удовлетворение у наших европейских коллег.
- Вы неоднократно выступали с трибуны ОБСЕ с требованием принять жесткие меры против Армении, но сколько-нибудь решительных шагов мы не видели…
- Когда из-за событий в Украине парламентарии ОБСЕ впали в панику, я выступил и сказал, что если бы в свое время был проявлен принципиальный подход к карабахскому конфликту, то сегодня мир не оказался бы лицом к лицу с украинским кризисом. На всех мероприятиях ОБСЕ мы используем малейшую возможность, чтобы призвать эту организацию и ее Минскую группу предпринять действенные шаги против Армении - страны-агрессора.
В силу ряда причин геополитического характера пока своей цели нам достичь не удалось. Главная причина состоит в том, что правительство Армении и в целом армянство сегодня служат орудием в руках нескольких мировых силовых структур, которые управляются из единого центра и периодически ввязываются в политический и экономический торг. Наша страна внимательно следит за этой игрой, и мы не вправе допускать ни поспешности, ни задержки. Мы имеем возможность своевременно делать все для конечной победы.
- В последних своих выступлениях вы выразили намерение предложить изменение формата Минской группы с включением в число сопредседателей Германии и Турции…
- Вот уже более 20 лет Минская группа вносит «достойный» вклад в неразрешение мирным путем армяно-азербайджанского конфликта. Этот орган практически полностью растранжирил свой кредит доверия.
19 февраля я выступил на заседании комитета ПА ОБСЕ с предложением заменить Минскую группу советом председателей, в который войдут Турция и Германия и который будет иметь пятилетний срок полномочий. Считаю, что включение в число сопредседателей таких влиятельных держав, как Германия и Турция, может придать ситуации позитивный импульс. Здесь мало одних предложений, необходимо разработать оптимальный механизм их реализации. А это уже вопрос межгосударственных отношений, вопрос большой политики.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать