• пятница, 29 Марта, 16:04
  • Baku Баку 14°C

Генерал Кавиан

05 июля 2015 | 11:20
Генерал Кавиан

ИСТОРИЯ
Меж нами, разрубив все нити встреч,
Лежит Аракс, как будто острый меч

Самед Вургун
Начало Второй мировой войны подытоживалось вторжением на территорию так называемого Ирана наряду с Великобританией и воинских частей Советского Союза. Это привело к краху деспотичного шахского режима в Иране во главе с Рза шахом. С одной стороны - иностранное вмешательство, а с другой - крушение существующего режима привело к созданию в Иране демократического общества.
12 декабря 1945 года в результате многолетней борьбы за свободу и независимость нашими соотечественниками по ту сторону реки Араз было сформировано Национальное правительство Южного Азербайджана. В целях подготовки воинских кадров - защитников Отечества - начало функционировать двухгодичное училище.
Отряды фидаинов объединились с народным ополчением. В национальном правительстве было образовано Министерство народных войск. В течение короткого времени сформировался офицерский корпус, состоявший из 300 профессиональных военных, которым присвоили различные воинские звания. 14 офицерам было присвоено звание полковника. Все они достойно служили в народных войсках Южного Азербайджана, личный состав которых насчитывал более 18 тыс. человек.
Ряд доблестных офицеров, самоотверженно и умело руководивших народными войсками, был удостоен высокого звания генерала. Вот их имена: Абдулгасым Азими, Мехсун Милани, Абдулрза Азер, Абдин Наван, Махмуд Панахи, Гулам Яхья, Мирза Раби Кябири и Джафар Мамедзаде.
В этой статье мы расскажем об одном из них - генерале Джафаре Мамедзаде Кавиане.
…Отец вернулся со службы поздно. Пригубил чаю и устало лег в постель. Несмотря на то, что борьба с английскими и американскими шпионами в последнее время обострилась, покушения на фидаинов не прекращались. Это очень беспокоило генерала.
Наемные приспешники США не жалели сил и средств, чтобы вернуть только-только обретший свободу народ Южного Азербайджана к шахскому режиму и в колыбели задушить эту завоеванную ценой крови свободу и независимость.
…Скрипнула стоявшая у дверей кровать. Старший сын генерала - Каве не мог уснуть. Тревога из-за угрозы, нависшей в последние дни над национальным правительством, не покидала его. Каве был одним из фидаинов Освободительной армии.
- Не спится, сынок? - заботливо спросил отец.
- Сон пропал… - ответил Каве.
- Что с тобой? Как дела в вашем ведомстве?
- Город полнится слухами, отец. Все говорят об одном и том же. Курильщики опиума ажаны Султан Али Шагаги, Сейфулла Багмешали, Миршариф, бакалейщик Гаджиалекпер затосковали по «шахской свободе», готовятся низложить нашу демократическую партию, совершить переворот. Из-за границы ими получено оружие. Готовятся предать фидаинов мечу…
- Слушай, да не верь, - устало сказал отец. - Такие слухи до нас тоже доходят. Америка воду мутит. Если за ними стоит Америка, то за нами - Советы.
- Нашему народу дважды довелось вдохнуть воздух свободы, отец. Его пытались поставить на колени, сломить волю к свободе и независимости, но не смогли. Однако монархия, с ее тиранией, гнетом, насилием, сделала свое дело. Кажется, и на этот раз…
Отец откинул одеяло и сел на кровати:
- Что ты хочешь этим сказать?
- Я хочу сказать… - осторожно произнес Каве. - Весь город говорит о том, что Советами по ту сторону Араза подписан приказ о выводе советских войск из Ирана. Если они уйдут отсюда, наше Национальное правительство, как и движение Саттархана и Хиябани…
У Каве язык не повернулся сказать «погибнет».
Об этих разговорах генерал был наслышан и потому последние дни испытывал беспокойство и нервное раздражение. Глубоко вздохнув, чтобы сын не пал духом и не отчаивался, сказал:
- Это было бы чудовищным предательством…
Было уже далеко за полночь, но генерал все еще не мог уснуть. Тревожные мысли одолевали его…
…Джафар Мамедзаде являлся министром обороны в Национальном правительстве Южного Азербайджана. Генерал прошел трудный жизненный путь, большая часть которого пришлась на национально-освободительное движение. С юношеских лет он активно включился в подпольную революционную деятельность. В молодости его конспиративным именем было Мешади. Когда его назначили министром национальных войск Южного Азербайджана, - он стал известен уже как генерал Джафар Кавиан.
Отец его был родом из села Сяхлан, что в окрестностях Тебриза. Тяжелая жизнь сделала крестьянина Мухаммедали киши стойким и волевым человеком. Суровый сельский быт, необходимость обрабатывать господскую землю довели его до отчаяния. И когда в начале прошлого века началось народное движение под предводительством Мухаммедали киши, его старший брат Исрафил стал в ряды моджахидов. Железная воля и личные качества обусловили становление Мухаммедали киши как сознательного, политически подкованного фидаина. Он овладел грамотой - научился читать и писать. Приобрел известность как один из моджахедов народного героя Саттархана и организатор подпольного движения.
15 апреля 1910 года Саттархана торжественно встречали в Тегеране, где он сфотографировался вместе с моджахидами; в переднем ряду находился и сяхланец Мухаммедали киши. Подлинник этого исторического фото бережно хранит в своем семейном архиве его внук Магсуд.
Реакционными властями Ирана национально-освободительное движение Саттархана было подавлено. В числе других моджахидов был арестован и Мухаммедали киши. Вскоре после освобождения он скончался от перенесенных в тюрьме пыток.
Образ Мухаммедали Сяхланды нашел свое художественное отображение в романе Макулу Панахи «Саттархан».
Старший брат генерала Джафара Мамедзаде - Исрафил - также являлся активным участником революционного движения. Он был соратником славного сына Азербайджана Гейдара Амиоглу.
…В автобиографии, написанной им в 1974 году, генерал отмечает: «К революционной деятельности я примкнул в 1908 году, в тринадцать лет, когда началось освободительное движение Саттархана. До того я получил в Тебризе религиозное образование».
Когда революция потерпела поражение, он вместе с братом Исрафилом, спасаясь от преследований шахского режима, перебирается в Баку. В течение двух лет Мешади Джафар занимается здесь портняжным ремеслом. Затем вновь возвращается в Тебриз. Принимает участие в пятом окружном заседании Иранской социал-демократической партии, организованном в доме Гуламгусейн хана Рзазаде. Становится одним из руководителей отрядов фидаинов в движении шейха Мухаммеда Хиябани.
Подпольная революционная деятельность генерала Джафара Мамедзаде этого периода подробно изложена в книге Акрама Селимзаде и Рзабалы Нуралиева «Последний бой», посвященной известному чекисту Исламу Алиеву. Вот фрагмент из нее:
«В Тебризе Ислам встретился с Мешади. В ходе беседы Мешади сказал:
- Идет подготовка к очередному второму съезду нашей партии. Центральный комитет считает необходимым отозвать вас в Тебриз. Здесь сейчас разворачиваются более серьезные дела. И вы нам в этом сможете очень помочь.
- В чем именно? - хладнокровно спросил Ислам.
- У нас есть вооруженные отряды. Руководство ими поручим вам.
Ислам не возразил.
Он переехал из Меренда в Тебриз.
…В первых числах февраля 1922-го в Тебризе было неспокойно. На улицах то и дело проходили демонстрации. Доведенный до отчаяния шахской тиранией, народ избивал ажанов, не признавал правительственных учреждений. 9 февраля в доме, где конспиративно проживал Мешади, собралась группа людей. Среди них были Ислам, поэт Лахути, доктор Рагим хан, Тати Шарги, Бурхани и другие. Коротко посовещавшись, они разошлись. Часа через два после этого в различных кварталах Тебриза началась перестрелка. Она продолжалась всю ночь. Наутро власть уже была в руках народных фидаинов».

Отдававший все силы борьбе за свободу нашего народа, Мешади Джафар в 1922 году принял непосредственное участие в движении известного поэта Абульгасыма Лахути, где также возглавлял отряды фидаинов. Но шахский режим подавил и это движение. Мешади Джафар во второй раз, спасаясь от преследований шахского режима, находит убежище в Баку. На этот раз он поступает на учебу на партийные курсы.
В 1924 году распоряжением Компартии Азербайджана Мешади Джафар направлен в Нахчыван на должность председателя горнопромышленного профсоюза рабочих. Спустя три года по заданию Третьего Коминтерна он вновь направляется в Иран, где ведет подпольную революционную работ в Тебризе, Реште и Тегеране.
Продолжение следует
Шамистан НАЗИРЛИ,
полковник-лейтенант в отставке,
военный писатель-публицист

Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать