• пятница, 29 Марта, 12:00
  • Baku Баку 14°C

Не поддаваться на провокации!

24 июля 2015 | 11:59
Не поддаваться на провокации!

МНЕНИЯ
Как уже мы писали («Методом откусывания», «Каспiй», №126, 15 июля с.г.), 10 июля сепаратисты из самопровозглашенной республики Южная Осетия перенесли границу в Горийском и Ахалгорском районах Грузии, захватив часть территории двух сел. Пикантность ситуации заключалась в том, что на захваченной территории оказался участок нефтепровода Баку-Супса.
Но ситуация получила свое развитие, когда замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин заявил, что никакого захвата не было и пограничники просто восстановили прежние погранзнаки. В ответ последовало заявление министра обороны Грузии Тины Хидашели, подчеркнувшей, что захват является провокацией российской стороны, намеревающейся спровоцировать грузинскую стороны на вооруженный конфликт.
С просьбой разобраться в происходящем газета «Каспiй» обратилась к грузинским экспертам.
Дмитрий Авалиани, политический обозреватель:
- Пограничники ФСБ России занимаются так называемой бордеризацией захваченной территории еще с 2008 года. Так как за это время не было зафиксировано ни одного инцидента, нападения или опасности, от которой необходимо защищаться колючей проволокой, то логически напрашивается вывод, что цель столь трудоемкого и дорогостоящего мероприятия - помешать свободному перемещению людей и контактам между жителями по разные стороны незаконной границы.
Тут явно присутствует еще одна цель - политическая. Судя по практике последних лет, оккупанты пытаются устанавливать «границу», как можно более ущемив права жителей сопредельной территории - проводя колючую проволоку посреди сел, отрезая деревни от кладбищ, церквей и т.д. Не знаю, что за карты никогда не существовавшей в природе госграницы они себе нарисовали, но тут явно имеет место попытка давления на Тбилиси, имеющая целью заставить грузинские власти начать переговоры о «демаркации», тем самым фактически признав суверенитет т.н. Южной Осетии.
Что касается недавнего утверждения Карасина о том, что никакого захвата не было, и пограничники просто восстановили прежние погранзнаки, то его трудно рационально объяснить. Ведь совершенно очевидно, что пограничного знака в 400-500 метрах от главной автомагистрали, который и стал причиной последний событий, раньше не было, а потом он появился.
По поводу участка нефтепровода Баку-Супса, оказавшегося под контролем оккупантов, могу сказать, что по некоторым советским картам этот участок действительно находился на территории тогдашней Юго-Осетинской автономной области. Об этом журналисты предупреждали грузинские власти еще год назад, но никакой реакции тогда не было. Хотя сам по себе факт является демонстрацией того, что России вполне по силам перерезать в случае надобности международные энергетические коммуникации. К тому же в Цхинвали некоторые представители местного режима уже начали говорить о том, что т.н. «республике» причитаются какие-то деньги за транзит по нефтепроводу. Заодно, так сказать, налицо и попытка рэкета.
Что касается причины произвольного переноса границы, то здесь я не согласен с министром обороны Хидашели, считающей, что целью являлось именно спровоцировать вооруженный ответ. Тут госпожа министр просто пытается оправдать бездействие правительства. В Москве прекрасно знают, что нынешние власти Грузии не хотят конфронтации с Россией, и будут терпеть все, что бы они не сделали. То, что произошло - акции протеста, уничтожение пограничного знака, было спонтанной реакцией общественных активистов, но никак не властей. И международная реакция, и то, что эти события были освещены в ведущих моровых СМИ, было заслугой именно активистов и журналистов. Судя по реакции правительства, оно такому шуму отнюдь не обрадовалось. И сейчас ставит себе в заслугу, что «не поддалось на провокации».
Однако проблема не в том, что существует некая граница, которую передвигают. Проблема в том, что никакой государственной границы «Республики Южная Осетия», ни Грузия, ни весь остальной мир за исключением России и пары экзотических стран, не признают. Соответственно, по мнению Тбилиси и остального мира, ни знаков, ни колючей проволоки посреди Грузии не должно быть вообще.
С другой стороны, я не знаю эффективного мирного способа заставить Москву отступить с захваченной территории. Но это не значит, что надо сидеть сложа руки. Сегодня Россия несет значительные финансовые потери из-за такого же незаконного захвата Крыма и провоцирования войны на Донбассе. Вполне возможно включить вопросы оккупированных территорий Грузии в контекст международных санкций против России. Над этим должна работать дипломатия, на то и существует правительство. Хотя, к сожалению, наши власти выбрали другой путь - не раздражать Россию и создавать видимость якобы урегулирования отношений.
Безусловно, определенный успех был достигнут в виде допуска наших товаров на российский рынок. Хотя, из-за обвала рубля это обернулось большими финансовыми потерями для наших экспортеров. К тому же, торговля с Россией, доля которой ничтожна в статистике грузинского экспорта, не должна быть более приоритетной задачей по сравнению с защитой суверенитета страны и безопасности ее граждан.
Звиад Мчедлишвили, политический обозреватель:
- Истинная цель подобных провокаций, наверняка, известна только лишь тем, кто все это задумал. В Грузии же продолжают строить догадки, для чего это все делается. Я, например, не исключаю, что одна из целей этой выходки заключается в том, чтобы продемонстрировать государствам-партнерам Грузии, что в стране якобы нестабильная ситуация. Конкретно я связываю это с недавним визитом президента Туркменистана в Тбилиси.
В ходе этого визита стало известно, что Ашгабад рассматривает возможность транспортировки своего газа в Европу через территорию Грузии. То есть в обход России. И вот уехал глава Туркменистана, проходит буквально пара дней, и россияне переносят разделительную линию вглубь территории, подконтрольной грузинским властям, при этом «отхватывая» участок нефтепровода Баку-Супса.
Наивно полагать, что югоосетинская сторона осуществила этот шаг без ведома Москвы. Подобные вопросы решаются не в Цхинвали. Вполне вероятно, что российские власти тем самым попытались продемонстрировать, что осуществлять энергетические, транспортные проекты в Грузии чревато тем, что в один прекрасный день участок какой-нибудь трубы де-факто окажется в чужих руках. Подобные риски тормозят инвесторов, заставляют их задумываться, стоит ли вкладываться в «нестабильную» Грузию? Тем самым, Россия одной рукой делает Тбилиси слабее, другой разбирается с вероятными конкурентами.
Еще одна возможная цель переноса линии оккупации - дестабилизировать ситуацию в Грузии накануне молодежного Олимпийского фестиваля, который на днях начнется в Тбилиси. В мероприятии примут участие множество зарубежных гостей. Казалось бы, каким образом молодежная олимпиада, довольно стандартное спортивное мероприятие, мешает России? Да вовсе не мешает, просто это способ показать Грузии, - мол, пойдите нам на встречу, не перечьте, слушайтесь нас и подобных головных болей в преддверии ответственных событий не будет.
В качестве вероятной причины я бы еще назвал будущее открытие учебного центра НАТО в Грузии. Это событие, скорее всего, состоится в августе. Известно, что центр будет представлять из себя довольно масштабный проект, который включит несколько отдельных объектов. Не нужно ходить к гадалке, чтобы понять, что в России не желают видеть у своих границ некие «центры НАТО».
К тому же вполне вероятно, будущий учебный объект путают с базой. Но как бы то ни было, все, что связано с НАТО на постсоветском пространстве, раздражает Москву. И чем ближе открытие центра, тем выше вероятность провокации и просто попытки «подложить свинью». Возможно, перенос линии - это только первый шаг к большой провокации в адрес страны, которая открывает двери Североатлантическому альянсу.
С другой стороны, я сомневаюсь, что окончательная цель Москвы заключается в начале войны с Тбилиси. Россия, которая сейчас страдает от санкций, вряд ли готова пойти на авантюру на Южном Кавказе, так как от этого, да и к тому же на фоне событий в Украине, санкции будут только усиливаться, а давление международного сообщества только расти. Хотя, исключать ничего нельзя.
Говоря о перспективах разрешения возникшей проблемы, следует отметить, что грузинские власти мирным и, как любят здесь выражаться, «конструктивным» путем уже пытались уладить много проблем с российской стороной, но безрезультатно. Единственное, о чем удалось договориться, так это восстановление авиасообщения между грузинскими и российскими городами.
Кстати, доступ грузинской продукции на российский рынок нынешние власти тоже пытаются забрать в свою копилку достижений. Но на самом деле российская сторона обязалась допустить грузинскую продукцию на свои рынки взамен на снятие официальным Тбилиси преград для вступления России в ВТО. Это разрешение было получено Москвой еще при прежней грузинской власти. Однако Россия в ВТО вошла, но часть обязательств не выполнила.
Таким образом, мирным путем с Москвой договориться не удастся. Но и война в данном случае не панацея. Обратно т.н. границу вряд ли перенесут. Грузинской стороне остается только максимально подключать международное сообщество к решению этих проблем, настаивать на усилении санкций, трубить на весь миру, что на Грузии и Украине Россия вряд ли остановится. Если грузинская сторона добьется того, что за каждой подобной выходкой Москвы последует пусть не значительное, но ужесточение санкций, то самопроизвольных переносов линии оккупации будет все меньше. Если же мы будем молчать, то последствия такого молчания будут очень болезненными и даже катастрофическими.
В тему
Комментируя события, происходящие вокруг трубопровода Баку-Супса, президент Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев отметил, что все трубопроводы Азербайджана находятся в рабочем состоянии и все идет по графику.
«Что касается трубопровода Супса, то это является политическим вопросом Грузии. С технической точки зрения все наши трубопроводы готовы к этому», - заявил Р.Абдуллаев.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать