• суббота, 20 Апреля, 10:07
  • Baku Баку 14°C

Куда качнется маятник

22 июля 2015 | 11:10
Куда качнется маятник

ПОЛИТИКА
Сегодня очевидно, что недавнее достижение соглашения по иранской ядерной программе (ИЯП) вызвало непохожую реакцию на себя у различных мировых сил.
Если одни полны позитивных ожиданий от будущего взаимовыгодного сотрудничества, то другие заявляют о неприятии взглядов противоположной стороны и необходимости расторжения Венского документа. К примеру, находящийся с визитом в Исламской Республике вице-канцлер, министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль заявил на конференции, что автомобилестроение, нефтехимия, энергетика и охрана окружающей среды станут основными направлениями будущего взаимодействия между Германией и Ираном.
«Весьма показательным является тот факт, что членами Ирано-германской торговой палаты на сегодняшний день являются свыше 2 тыс. компаний, - сказал он. - Это демонстрирует высокий потенциал на будущее и стремление двух сторон и в дальнейшем развивать взаимовыгодные экономические связи».
Габриэль отметил, что объем товарооборота между Ираном и Германией ранее достигал $2,4 млрд. Теперь же, по его словам, «после отмены санкций он может быть увеличен вдвое».
По мнению политика, германские компании придут на иранский рынок не только для реализации своих товаров, но и для модернизации целого ряда отраслей и предприятий промышленности. В связи с этим он выразил готовность своей страны поделиться с ИРИ новыми технологиями.
Позитивным моментом является и то, что Совет Безопасности ООН накануне принял резолюцию, которая поставит под международный контроль ИЯП, позволит убедиться в ее мирном характере и не даст ИРИ создать ядерное оружие. За проект резолюции проголосовали все пять постоянных членов Совбеза (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция) и 10 непостоянных членов.
Кроме того, глава дипломатии ЕС Федерика Могерини заявила, что в скором времени посетит Тегеран. «В качестве верховного представителя я сохраню за собой ключевую роль на стадии имплементации соглашения с Ираном. Я буду координировать совместную комиссию, и мы все уже работаем, чтобы поддержать первые шаги в рамках этого соглашения. Я собираюсь посетить Тегеран очень скоро», - обнадежила она.
С этими заявлениями, конечно, несколько диссонируют слова постпреда Франции при ООН Франсуа Делатра о том, что СБ ООН будет внимательно следить за выполнением Тегераном обязательств по ИЯП, и при необходимости санкции могут быть восстановлены. «В течение 15 лет мы должны быть готовы восстановить санкции в случае несоблюдения Ираном своих обязательств по ИЯП», - сказал он на заседании СБ ООН, подчеркнув, что Совбез будет «внимательно и честно» следить за выполнением Ираном его обязательств в рамках соглашения с «шестеркой».
Гораздо более резкие заявления звучат из Израиля, а также от представителей различных политических лагерей США и Ирана.
Отсюда вопрос - возможен ли откат от достигнутого Венского соглашения, и возврат к прежней ситуации, то есть, к восстановлению всех санкций против Ирана, действовавших на протяжении последних 12 лет?
Комментируя газете «Каспiй» такую вероятность развития событий, политолог Тофик Аббасов заявил, что соглашение по ИЯП состоялось «не благодаря, а вопреки», потому что противников у этого движения, вообще как такового, намного больше, чем сторонников.
- И вопрос даже не в том, что в Конгрессе и Сенате США, или же в парламенте ИРИ есть ярые последователи жесткого противостояния и неприятия позиции противоположной стороны, - говорит политолог. - Дело в другом. Сам по себе иранский атом, как предмет горячей дискуссии, искусственно выдуман. Потому что позиция, которую отстаивает Иран, исходит из положений и требований МАГАТЭ. В свое время, когда было первое голосование в СБ ООН, иранцы не случайно очень надеялись на то, что Москва либо Пекин все-таки воспользуются своим правом вето. Потому что Иран в принципе не нарушал требований МАГАТЭ в плане развития мирного атома. Наоборот, с 2003 года он открыл свои мощности для инспекций, и в общем-то убедил специалистов МАГАТЭ в том, что военная составляющая ИЯП свернута.
Но ситуация усугубилась тем, что США и их партнеры на основании сомнительных данных неких иранских политэмигрантов стали активно продвигать идею о том, что от Тегерана исходит какая-то ядерная угроза. При этом ни Москва, ни Пекин почему-то не стали противодействовать этому давлению на мировое сообщество, и в итоге Иран оказался в тисках жестких санкций.
Сейчас, когда соглашение состоялось, этот мотив все равно остается на повестке западных государств с тем, чтобы добиться от Ирана отказа от его региональной политики. Стоит обратить внимание на то, как жестко реагирует на сегодняшнюю ситуацию Израиль. Почему? Потому что Тель-Авив сам обладает более чем 200 боеголовками ядерного характера и абсолютно игнорирует требования МАГАТЭ, вообще не признавая его правил. Тем не менее, Израиль никто не призывает к ответственности.
А Иран активно тягают, потому что он очень мешает реализации на Ближнем Востоке западной политики, проводником которой в регионе является Израиль. Именно поэтому, сразу после достижения Венского соглашения, иранский лидер Али Хаменеи недвусмысленно заявил, что этот договор, это продвижение распространяется только на проблему ограничений в ядерной сфере, и на снятие санкций. Он добавил, если кто-то полагает, что Иран откажется от нашей региональной политики (а это целый комплекс болезненных проблем - Ирак, Афганистан, Сирия, Палестина, Ливан), пусть знают - этого не произойдет ни в коем случае. То есть, не будет никаких продвижений между ИРИ и Западом по другим проблемам горячей повестки.
А ведь американцы очень надеялись на то, что под соусом соглашения по ИЯП, они проникнут в эту страну, расшатают основы нынешнего иранского режима, и потом сделают с ИРИ то, что они опробовали неоднократно на других государствах. Тут можно вспомнить Муамара Каддафи, который раскрыл объятия Западу, и получил то, что получил. Иранцы не дадут себя провести, в этом и заключается сегодняшняя проблема.
Эксперт весьма далек от оптимизма в вопросе того, что Венское соглашение будет соблюдаться неукоснительно.
- Программа-минимум выполнена, но будет ли она соблюдена до конца, - сомневается политолог. - Ведь американцы рассчитывали через нее добраться до желаемого максимума, а им это не удается и не удастся. Вот поэтому я не верю, что достигнутое соглашение будет соблюдаться. Скорее всего, будут придуманы некие причины для того, чтобы нивелировать Венский документ и восстановить действие всех старых санкций с тем, чтобы попытаться заставить Тегеран капитулировать.
Другими словами, аналитик предсказывает возникновение нового тупика во взаимоотношениях между Западом и Ираном, выбраться из которого будет не легче и не быстрее, чем в последний раз.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать