• пятница, 29 Марта, 12:49
  • Baku Баку 14°C

БРИКС не альтернатива Западу

16 июля 2015 | 12:14
БРИКС не альтернатива Западу

ПОЛИТИКА
Прошедшие недавно в России саммиты БРИКС и ШОС вновь приковали внимание мировой прессы и влиятельных аналитических, политологических центров к нынешнему состоянию и перспективам развития этих организаций.
Не секрет, что своим возникновением БРИКС и ШОС обязаны своеобразному вызову со стороны в первую очередь таких мировых держав, как Россия и Китай, сложившемуся миропорядку, попыткам диктата со стороны США. Позднее, в рамках БРИКС к РФ и КНР примкнули такие региональные державы как Бразилия, Индия и ЮАР. И БРИКС стал больше, как по территориальному охвату, так и по численности населения, но стал ли он сильнее в политическом и экономическом плане?
На эти и другие вопросы в интервью газете «Каспiй» отвечает известный российский политолог, заместитель заведующего кафедрой постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.
- Недавно в Уфе прошли саммиты БРИКС и ШОС. Какова Ваша оценка этих саммитов?
- С одной стороны саммит важен для России. Сам факт его проведения в стране, находящейся в довольно сложных отношениях с Западом показателен. Прежде всего, в том смысле, что Москва демонстрирует таким образом, что она не изолирована от международных процессов. Косвенно кстати это подтвердил и сам американский президент, выразивший признательность России за содействие в подписании соглашения с Ираном. Вместе с тем переоценивать итоги саммита я бы не стал.
Безусловно, инициативы по укреплению сотрудничества со странами БРИКС очень важны. Даже безотносительно проблем в отношениях с США и их союзниками. Однако, несмотря на все инициативы, относительно банковской структуры БРИКС вряд ли стоит говорить о том, что мир скоро получит новую модель финансовой архитектуры. Тем не менее, в условиях председательства в БРИКС Россия будет с удвоенной силой делать все, чтобы позиционировать эту организацию как определенную альтернативу западному влиянию, и элемент реализации евразийской политики.
- Можно ли сейчас говорить о том, что БРИКС уже сложился в качестве альтернативного Западу центра мировой силы?
- Никак нет, пока даже никаких предпосылок этого нет. Во-первых, у все стран членов БРИКС очень разные интересы, как в рамках организации так и вне нее. Двусторонний товарооборот между странами БРИКС пока не очень велик. Некоторые из членов, несмотря на все противоречия, имеют очень масштабные торгово-экономические отношения с США, как например Бразилия, Индия, ЮАР.
Этим странам, ведущим активную морскую торговлю без сотрудничества с Западом явно не обойтись. Даже, несмотря на то, что Бразилия претендует на своем континенте и вне его на заметно более весомую роль, что далеко не всегда соответствует американским устремлениям. Но для Китая БРИКС - безусловно, проект, который направлен в перспективе на формирование альтернативной Западу финансовой системы или, по крайней мере, видоизменение существующей, что конечно, очень важно и способно серьезно изменить в перспективе существующее положение.
Тем не менее, при всех перспективах организации нужно пройти еще очень большой и сложный путь, прежде чем стать альтернативой Западу. Да и цель такая стоит далеко не перед всеми ее членами.
- Сможет ли Россия посредством БРИКС и ШОС решить свои экономические проблемы, связанные с санкциями Запада?
- Думаю, что лишь частично. Мы видим, что сами по себе эти организации, мало что значат с точки зрения реальной экономики сегодня и сейчас. Важны по-прежнему, прежде всего, двусторонние отношения. А здесь наблюдаются, несмотря на все слова о стратегическом союзе с КНР и о сопряжении ЕАЭС и Нового шелкового пути, серьезные проблемы, как с точки зрения объемов торговли, так и с позиции экспорта углеводородов.
Также необходимо принимать во внимание конкурентную борьбу в Центральной Азии, где Россия пока не может составить экономическую конкуренцию КНР.
Что касается других членов БРИКС, таких как Бразилия и ЮАР, то объемы торговли таковы, что активное сотрудничество с ними не может кардинально заменить западных партнеров. Безусловно, перед Россией стоит и задача доступа к современным технологиями, так как пока при всем уважении к странам-членам организации Запад далеко впереди по разработкам всего, что будет определять развитие мира в ближайшие 20-30 лет. По итогам первого полугодия объем внешней торговли Китая сократился почти на 7%, составив чуть менее $2 трлн.
В то же время торговля Китая с рядом западных и азиатских стран растет, а товарооборот с РФ резко сокращается. Россия по объемам товарооборота с КНР занимает девятое место, имея долю - 2%, в то время как КНР - важнейший торговый партнер России. В этом контексте важен вопрос с кризисом на фондовом рынке Китая, замедлением роста китайской экономики, что может негативно сказаться на импорте Россией продукции широкого потребления из КНР.
- Каковы перспективы расширения БРИКС и ШОС?
- Перспективы есть, и решения о присоединении Индии и Пакистана к ШОС тому свидетельство. Другое дело, что ШОС все более превращается в переговорную площадку, в некий клуб. Кстати не в последнюю очередь и усилиями России, которая опасается китайского доминирования, являющегося объективной данностью.
Вступление Индии и Пакистана в ШОС, как пишут некоторые эксперты, способно обострить конкуренцию в Центральной Азии. Но я не склонен преувеличивать это, хотя в военно-политическом плане это в большей степени обосновано, но в экономическом плане альтернативы китайскому влиянию нет. Думаю, что скорее это размывает организацию и превращает ее в большой, политический клуб, ведь в организацию вступают страны, у которых между собой очень серьезные противоречия. Сегодня ШОС, конечно важен, но эта организация далека от того, чтобы стать подлинным союзом входящих в него членов.
Что касается перспектив расширения БРИКС, то я к этому процессу отношусь скептически, так как само расширение не усилит его потенциал.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать