• вторник, 23 Апреля, 19:00
  • Baku Баку 20°C

Методом откусывания

15 июля 2015 | 13:27
Методом откусывания

КОММЕНТАРИЙ
Несколько дней назад со стороны самопровозглашенной Югоосетинской Республики был зафиксирован произвольный перенос разделительной линии в Цхинвальском регионе вглубь территорий грузинских сел Цителубани, Хурвалети и Орчосани.
При этом если учитывать, что вблизи обеих территорий находятся определенные сегменты трубопровода Баку-Супса, то в результате осуществленных незаконных действий на территории, прилегающей к селу Орчосани, часть нефтепровода оказалась на оккупированной территории.
МИД Грузии уже осудил подобные действия, а спецпредставитель премьера по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе высказал намерение обсудить этот вопрос на встрече 15 июля в Праге с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным.
Более того, вице-премьер Грузии, министр энергетики Каха Каладзе заявил, что в случае, если в работе трубопровода Баку-Супса возникнут проблемы, правительство задействует альтернативный проект. В таком случае будет построен новый трубопровод, протяженностью 1500-1600 метров, который позволит обойти оккупированную территорию.
О сложившейся ситуации и перспективах нефтепровода Баку-Супса в интервью газете «Каспiй» рассказали грузинские эксперты.
Джумбер Кирвалидзе, политолог:
- Как известно, после августовской войны 2008 года между Россией и Грузией, Москва признала «независимость» так называемой Южной Осетии и Абхазии. Оккупировав эти два грузинских региона, Россия разместила там свои военные базы. А у административных границ этих регионов поставила российских пограничников, которые, как им кажется, охраняют «государственные границы» Абхазии и Южной Осетии. С грузинской стороны вдоль оккупационной линии находятся полицейские патрули и наблюдатели ЕС. Тбилиси специально не выставляет там своих пограничников, не желая признавать линию разграничения - границей.
Кроме этого, россияне и осетины со своей стороны выставили пограничные баннеры и натянули колючую проволоку, разделив тем самым несколько деревень. При этом периодически оккупанты переносят проволоку и баннеры вглубь грузинской территории на несколько сотен метров. Тем самым Москва не только нарушает мирные договоренности от 12 августа 2008 года, но и провоцирует грузинские войска на ответные меры, что может стать причиной новой эскалации напряженности.
Помимо этого, такие провокации часто приурочиваются к таким решениям официального Тбилиси, которые идут вразрез с интересами Москвы. В частности, последнюю провокацию можно рассмотреть сквозь призму того, что в августе в Грузии открывается учебный центр НАТО.
Кроме этого, оккупанты прекрасно осведомлены о проходящем рядом с административной границей нефтепроводе Баку-Супса и это их давняя цель. Потому и постарались они взять его под свой контроль. Недаром сразу же последовало заявление одного из «официальных представителей Южной Осетии» о том, что они готовы рассмотреть «транзитные вопросы по своей территории» с bp. Как говорится, и смех, и грех!
Что касается ожиданий от ближайшей встречи Абашидзе с Карасиным, то по ее итогам никакие территории Грузии не будут возвращены, если только к решению данной проблемы не будут подключены международные структуры. В том числе bp, наш стратегический партнер Азербайджан. Это необходимо, чтобы оккупанты поняли, что такая наглость им очень дорого обойдется.
Что касается заявления Каладзе, то, на мой взгляд, он несколько поторопился с ним. Безусловно, он опытный футболист, но не опытный политик. Я уверен, что нефтепровод Баку-Супса Грузия при поддержке своих друзей-партнеров не отдаст сепаратистам и оккупантам.
В целом же, Грузия не застрахована от повторения подобных провокаций в будущем. Для этого необходимы крупномасштабные переговоры с Россией при участии США и ЕС. В противном случае в формате «один на один» Грузия всегда будет для России маленьким мальчиком для битья.
Тенгиз Аблотия, политический обозреватель:
- Подобные захваты приняли перманентный характер, и если бы сейчас дело не коснулось нефтепровода Баку-Супса, то это был бы обычный, рядовой случай. Цель всех этих акций вполне понятна. С Абхазией и ЮО уже все закончено, другие национальные меньшинства Грузии - в первую очередь армяне и азербайджанцы - не высказываются никакой готовности начинать сепаратистские движения из-за капризов русского мира, а в грузинском населении у России опора довольная слабая - в основном уже давно продавшаяся красная интеллигенция и люмпен-пролетариат, от которого нет никакой пользы.
Экономических рычагов тоже нет, тем более в условиях, когда грузинский экспорт в Россию упал почти до нуля без всякой политики, по причине экономического кризиса в РФ. На этом фоне Москва нашла уязвимое место, и откусывает территории по несколько гектаров, при этом пытается выбирать так, чтобы это коснулось как можно большего количества населения, чтобы люди оставались без земельных участков, а иногда даже без домов. Это политика преследует одну цель: для того, чтобы завлечь Грузию в орбиту России надо что-нибудь пообещать.
Православие и «нет гей-парадам» работает хорошо, но только на определенную публику, в конечном итоге на маргиналов. Вернуть Абхазию и ЮО пообещать не могут, так как уже 100 раз сказали, что «новая реальность пересмотрена не будет». Вот теперь создали себе маленький рычажок: не войдете в Евразийский союз, тогда будем отщипывать по десятку гектаров. Захотим - нефтепровод захватим, захотим - на центральное шоссе выйдем и скажем, что здесь проходит граница между ЮО и Грузией. В этом суть происходящего.
Захват нефтепровода Баку-Супса в данном случае - демонстрация. Типа, захотим и стратегические объекты захватим. Собственно нефтепровод вряд ли им интересен, так как он очень слабенький и ни на что особенно не влияет. Но имеется нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а это куда более серьезный энергетический проект. То есть, демонстрируется возможность его захвата.
Что касается инициативы Каладзе, то вряд ли она решит существующую проблему захвата территорий. Ну отодвинется труба на километр, и что с того? Как будто нельзя в ответ на это взять и передвинуть колючую проволоку. Там ведь много не надо. На пару метров захватить трубу и все - она полностью в их власти. Если что, взорвут этот участок, а восстанавливать наших ремонтников не впустят, потому, что - это территория Южной Осетии.
По поводу заявления Абашидзе могу сказать одно - в России никому нет дела до его мнения. С Абашидзе говорят только по тем вопросам, по которым сами не против. А стоит ему заикнуться о чем-то, что в Москве обсуждать не хотят, - его тут же посылают куда подальше, типа - не формат.
На данном этапе грузинская сторона ничего конкретно сделать не сможет. Остановить эту ползучую агрессию можно только путем серьезных уступок в стратегической области, и вопреки расхожему мнению, это вовсе не НАТО. Есть куда более серьезные вопросы, которые раздражают Россию. В первую очередь это крупные региональные проекты, от участия в которых Москву просто отстранили. Отказаться от этого взамен на пару сотен гектаров территории - никто не согласится. Слишком неравнозначный обмен.
Так что остается единственное - апеллировать к международному сообществу, хотя пользы от этого мало. Конечно, если бы у власти в стране не были импотенты, то можно было бы оказать сопротивление: взрывать указатели, демонтировать колючку, и т.д. Вряд ли Россия начала бы из-за этого войну. Особенно на фоне Украины. Но у нас никто во власти пока к такому не готов. У них в голове только яблоки и вино. Даже сама мысль о том, чтобы оказать хоть какое-то сопротивление, вызовет у них коллективный ночной энурез.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать