• четверг, 28 Марта, 16:05
  • Baku Баку 16°C

Отсчет времени начался,

10 июля 2015 | 14:51
Отсчет времени начался,

СИТУАЦИЯ
Вечером 8 июля в Брюсселе должно было состояться заседание министров финансов стран еврозона, но оно было отменено. Сказать, что причиной отмены было выступление Алексиса Ципраса перед Европарламентом, достаточно сложно. Хотя в своей речи он заявил, что готов проводить реформы в обмен на предоставление помощи Афинам.
Однако теперь ясно, что Евросоюз уже не верит Ципрасу и поэтому заявил о том, что отсчет времени начался, и если Греция до конца недели не представит четкий план выхода из ситуации, ЕС рассмотрит вопрос ее выхода из еврозоны. Возможно поэтому министры не стали собираться, потому что говорить было не о чем.
Что же остается Греции? Денег у нее нет, взять их можно только у Евросоюза, который готов в очередной раз помочь, но только в обмен на дальнейшее сокращение пенсий и упразднение оставшихся налоговых льгот. Это прозвучало как то предложение, от которого нельзя отказаться. Однако Ципрас созвал референдум, и народ сказал «нет».
Теперь на повестке другой вопрос: может ли Евросоюз ставить ультиматумы? За последние пять лет он вкачал в Грецию 220 миллиардов евро в расчете на структурные реформы, которые, при жесткой финансовой дисциплине, должны были запустить греческую экономику, обеспечить рост и возможность самостоятельно обслуживать долг, который суммарно перевалил уже за 300 миллиардов. И Греция послушно подвергла себя этой экзекуции: сократила госслужащих, срезала зарплаты, пенсии и социальные пособия. Но двигатель не завелся, потому что его и не было - Евросоюз сам запорол греческую экономику своими квотами и социальными нормативами.
Единственная структурная реформа случилась пять месяцев назад в политике: вместо худо-бедно управляемых греческих консерваторов Брюссель получил себе в партнеры леворадикалов без галстуков. Но при этом всякий высокопоставленный еврочиновник или международный банкир должен понимать, что в этот момент он обращается к повстанцам. Кстати будет отметить, что именно галстук, в свое время шокировавший грузин (вспомните Саакашвили, нервно жующего галстук - Авт.), теперь стал камнем преткновения в Евросоюзе. Как отмечают некоторые наблюдатели в Европе, когда видишь стремительно идущего к трибуне Ципраса в мятом пиджаке, без галстука, так и хочется спросить: на каком языке говорить будем? На дипломатическом или площадном?
Понятно, почему Ципрасу как политику сложно подчиниться требованиям Евросоюза. С его амбициями, если он пойдет на уступки, тогда вместо обычного галстука лучше одеть пеньковый. Тем не менее, глядя на этого «рубаху-парня», создается впечатление, что в момент разговора с кредиторами у него в колоде восемь тузов. Самое интересное то, что Ципрас способен заболтать даже Евросоюз, и будет делать это от платежа к платежу, и так сценарий может продолжаться до бесконечности.
С другой стороны ЕС прекрасно понимает, что «дурной пример» Греции расползется по Европе, как чума. Если ЕС реструктуризирует долги Греции, другие (а такие уже есть - Италия, Испания и др. - Авт.) пойдут по тому же пути. Дефолт Греции, который автоматически означает и ее вылет из еврозоны, может форсировать процесс дезинтеграции Евросоюза: для всех аутсайдеров это будет ясный сигнал - набрал долгов, есть способ не платить. На следующие выборы, например, в придушенной кредиторами и безработицей Испании с этим могут пойти леворадикалы из партии Podemos. А в Германии уж найдется кому спросить с Ангелы Меркель про те 55 миллиардов евро (по другим оценкам около 90 млрд. - Авт.), которые немцы давали Афинам вроде как с возвратом. А вот для Финляндии это будет большой брешью в ее бюджете. Да и другие кредиторы начнут считать свои невозвратные деньги.
Вообще, не возвращать долги - это, как оказалось на примере Греции, да и не только, прерогатива не только индивидуумов, но и стран. Вспомним Кубу, которая набирала долги, а в конце заявила о том, что ей нечем платить, как и, впрочем, и то, что она и не собирается это делать. Если перевести долги Кубы только СССР на сегодняшний курс доллара, на эти деньги можно было бы не только помочь Греции выбраться из долговой ямы, но и сделать ее ведущей страной ЕС.
Но, по всему видно, что опыта не возвращать долги Афинам занимать не надо. Ципрас, наверняка хорошо знает историю своей страны и понимает, что именно древняя Эллада заложила первый камень так называемого «суверенного дефолта». Во времена античности греки-торговцы признавали то, что сегодня называется совместным долговым обязательством: берущий в долг должен принять на себя ответственность, если возникнут сложности с его погашением… Однако в IV веке до н.э. 10 греческих городов отказались выплачивать свои долги храму на острове Делос. В Делосском храме Аполлона хранились сокровища конфедерации греческих полисов (независимых городов-государств) под руководством Афин. Обнищавшие греки тогда не смогли расплатиться по кредитам и вместе с членами своих семей потеряли свободу, оказавшись в рабстве у кредиторов.
И все же история реструктуризации долгов тоже не нова. В 90-х годах прошлого столетия идея реструктуризации, или даже отмены суверенных долгов была возрождена тогдашним министром финансов США Николасом Брейди, предложившим конвертировать долги бедных стран в так называемые «облигации Брейди» - особые ценные бумаги, обеспеченные бескупонными казначейскими облигациями США. С 70-х годов прошлого века более 70 стран реструктурировали свои долги, что сопровождалось либо отсрочкой платежа, либо значительным понижением процентных ставок, либо отменой части задолженности. Некоторые прибегали к дефолтам.
Что предпримет Греция в очередной раз, мы узнаем только в предстоящий понедельник. Если она согласится на условия кредиторов, тогда ей следует ожидать очередной (какого цвета на этот раз, неизвестно) революции. Пойдет на дефолт, это может обойтись ей достаточно дорого, так как подобным банкротам на какое-то время закрывается доступ к рынкам капитала, а затем, учитывая их историю отказа возвращения долгов, они оказываются вынуждены платить значительно более высокие процентные ставки.
Но, как оказалось, не только это головная боль Афин. Встреча Ципраса с Путиным, первый звонок президента России премьер-министру Греции сразу после референдума (так утверждают - Авт.) вдруг насторожили НАТО, членом которого она является. Как сообщило американское издание The Daily Beast «…многие в НАТО опасаются, что информация, которой делятся с Грецией, в том числе разведывательной, оказывается в Москве». В коридорах НАТО уже с подозрением смотрят на представителей Греции. Издание напоминает, что в этом году НАТО сократило число сотрудников российской миссии при альянсе, которые, по утверждению Брюсселя, в большинстве своем являются разведчиками. Теперь в НАТО опасаются, что эти «потери» Россия может восполнить с помощью Греции.
И последнее. Накануне Еврогруппа получила официальный запрос от Греции на третью программу помощи в рамках Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ), сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря главы Еврогруппы Михела Рейнса. Запрос будет рассматриваться специальной рабочей группой в ближайшее время.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать