• среда, 17 Апреля, 02:22
  • Baku Баку 14°C

Оксюморон в действии

01 июля 2015 | 12:53
Оксюморон в действии

МНЕНИЕ
Отношения между Россией и Западом продолжают еще больше осложняться. Так, на решение Евросоюза продлить санкции против РФ, Москва отвечает симметрично - пролонгируя введенные ею контрсанкции против стран Запада.
О сложившейся ситуации в отношениях между Россией и Западом и перспективах из развития, в интервью газете «Каспiй» поведал профессор Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор политических наук Роман Евстифеев.
- В Австрии, Бельгии и Франции арестовано государственное имущество Российской Федерации. С чем это связано?
- Это реализация решений Гаагского арбитражного суда и Европейского суда по правам человека по так называемому «делу ЮКОСа», инициированного несколько лет назад зарубежными акционерами этой нефтяной кампании. В 2014 году Гаагский арбитражный суд принял решение о взыскании с РФ $50 млрд. С учетом пени сумма взыскания ежегодно будет возрастать на $1 млрд. Однако российские власти отказываются осуществлять выплаты, считая решение суда неправомерным. Теперь включился другой механизм получения назначенных судом выплат - аресты имущества России за рубежом.
Необходимо отметить, что вся эта ситуация стала активно развиваться именно в период серьезного охлаждения отношений между Россией и Западом. Что, конечно, делает ее политически окрашенной и лишает некоторой степени объективности.
- Пойдет ли Кремль на адекватный шаг, применив закон Роттенберга о взаимном аресте госимущества этих стран?
- Пока в Москве даже не обозначают такую альтернативу, надеясь решить проблему дипломатическими и иными относительно мирными способами. Однако при развитии ситуации и увеличении прецедентов мысль об ответных арестах имущества будет становиться все более приемлемой для российских властей. При этом следует понимать, что зарубежных активов России гораздо больше, чем зарубежной собственности в самой стране, что, несомненно, существенно усложняет поиски симметричного ответа и увеличивает вероятность несимметричных действий со стороны Москвы.
- Как известно, 22 июня главы МИД стран-членов Евросоюза продлили экономические санкции против РФ на полгода (до 31 января 2016 года), а 19 июня Совет ЕС без обсуждения продлил на год ограничительные меры против Крыма (до 23 июня 2016 года). Сколько еще, по-вашему, будет действовать режим экономических санкций против России, и насколько он эффективен?
- Дело в том, что «эффективность санкций» - это оксюморон, то есть словосочетание, состоящее из противоречащих друг другу частей. Санкции принимались с другими целями, и оценивать их с точки зрения «эффективности» было бы неверно. Безусловно, введенные целым рядом стран санкции против России - не приносят никому пользы.
На мой взгляд, со стороны западных стран это явная попытка показать, что они готовы даже поступиться частью своих прибылей от взаимодействия с Россией ради отстаивания своего видения современного мирового порядка. И пока западная коалиция, ведомая США, четко придерживается этой цели, невзирая на явные экономические потери и сложности.
Россия в это же время пытается показать, что санкции только укрепляют экономику страны и основные издержки несут те, кто ввел санкции.
Скорее всего, ситуация с санкциями - это долгая игра. К сожалению, часть политических элит США и стран Евросоюза уже настроены на противостояние вплоть до, как они пишут, «смены режима» в России. Это означает, что санкции постепенно будут пытаться превратить из экстренных мер в постоянные принципы взаимодействия с Россией.
- Официальные лица России уже заявили о том, что Москвой будут введены ответные санкции. Что это изменит?
- На мой взгляд, это ничего существенно не изменит, а только сделает ситуацию противостояния еще более затяжной и долгой. Тем более что возможности сторон в этой «войне санкций» явно не равны. У России нет таких серьезных рычагов влияния на западную экономику, кроме, конечно, весьма нервирующего США и их союзников опережающего развития военной сферы России. Одновременно в этой ситуации российские власти политикой импортозамещения пытаются уйти от серьезной зависимости от стран Запада, однако для полного развертывания импортозамещающих производств нужны годы и большие инвестиции.
Мне кажется, что в этом противостоянии у России есть некоторые надежды, связанные с тем, что со временем утихнет острота «Крымского вопроса», успокоится ситуация на Юго-Востоке Украины. Поэтому российское руководство, видимо, считает, что «мягкие» санкции на несколько лет - это вполне приемлемый результат для России. Именно поэтому ответные санкции со стороны Москвы, безусловно, будут, но будут ровно настолько, чтобы «ответ» прозвучал, но кардинально не изменил бы нынешнего статус-кво.
- На Петербургском международном экономическом форуме Алексей Кудрин в своем выступлении предложил провести в России досрочные президентские выборы по примеру Казахстана, где победивший Назарбаев начал проведение важных реформ. Насколько этот вариант осуществим в России?
- Мне кажется, что сравнение российской ситуации с Казахстаном в данном случае неправомерно, и играет роль специального приема для проведения определенной политической идеи. Если отказаться от сравнений с Казахстаном и Назарбаевым, то мы не увидим почти никаких оснований для досрочных выборов президента в России. Кроме, конечно, желания Алексея Леонидовича Кудрина заявить о своих идеях и амбициях. Однако, возможно, как это часто бывает в политике, что идеи и амбиции Кудрина могут в какой-то момент оказаться востребованы теми или иными политическими силами, и даже самим Путиным. Но этого пока не наблюдается. К высказанным Кудриным мыслями российский политический класс отнесся достаточно прохладно.
- Действительно ли в России сложилась такая аховая ситуация, что, как говорил Кудрин, более нельзя откладывать проведение реформ, иначе страна скатится в 1992 год по доле в мировой экономике?
- У Кудрина, безусловно, есть серьезные экспертные компетенции, позволяющие делать такие выводы, но, одновременно, я считаю, надо делать поправку на политические цели самого Кудрина. Пока они не очень ясны, но можно предполагать его стремление вернуться во властную иерархию России, возможно, в ранге премьер-министра.
Очевидно, что экономическая ситуация в России непростая и санкции произвели свое негативное воздействие, но даже у такой не самой большой в мире экономики, как российская, есть свой запас прочности, и она его еще не исчерпала. Тем более что самая главная статья доходов российского бюджета - продажа углеводородов, хоть и сокращается, но остается стержнем российской экономики и этот стержень пока крепок, даже, несмотря на снижение цен на энергоносители во всем мире.
Вместе с тем нельзя не согласиться с Кудриным в том, что надежды на дальнейшее развитие российской экономики только за счет нефтегазового сектора необоснованны. Необходима определенная переориентация или, выражаясь словами Кудрина, серьезные структурные реформы в экономики. Правда, справедливости ради, добавим, что о необходимости таких реформ и такой переориентации неоднократно заявляли президенты России (Путин - Медведев - Путин), начиная с 2001 года.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать