• пятница, 19 Апреля, 04:37
  • Baku Баку 18°C

Щит народа

14 июня 2015 | 12:19
Щит народа

ВОСПОМИНАНИЯ
Что творилось в нашей стране 22 года назад и по какой причине именно 15 июня празднуется в Азербайджане как День национального спасения? Многим, особенно представителям молодого поколения, будет интересно узнать ответы на этот и другие вопросы, которые газета «Каспiй» адресовала директору Института истории Национальной академии наук Азербайджана, члену-корреспонденту НАНА, депутату Милли Меджлиса Ягубу Махмудову.
- Ягуб муаллим, нынешние двадцатилетние граждане страны, в отличие от нас с вами, о событиях тех лет знают разве что по книгам…
- Да, действительно. Прежде всего отмечу, что лето 1993 года стало началом новой страницы в истории Азербайджана. Единство факторов времени и личности спасло тогда наше государство и нашу независимость от падения в пропасть. Гейдар Алиев, столкнувшись лицом к лицу с жестокими реалиями, в которые попала страна, выступил щитом для нашего народа. 15 июня 1993 года, с возвращением к власти Гейдара Алиева произошел решительный поворот в жизни Азербайджана. Мудрый политический деятель в кратчайшие сроки ликвидировал опасность возникновения гражданской войны.
Общенациональный лидер занял правильную позицию и в вопросе продолжавшейся тогда войны. Как мудрый стратег, он просчитал реальное положение дел в стране, принял во внимание силы и планы наших коварных врагов и их международных покровителей, а также всю опасность кровавого водоворота, в который попал Азербайджан, верно оценил обстановку и добился установления режима прекращения огня.
Примерно за год до того я посетил прифронтовую зону. Когда в Кяркиджахане, Ходжалы, Губадлы, Лачине я встречался с молодежью, все в один голос твердили: от этой беды нас спасет лишь Гейдар Алиев!
Сегодня мы все осознаем, что в 1993 году Азербайджан находился на грани уничтожения, государственность была под угрозой, люди ощущали подавленность. Вся надежда была на Гейдара Алиева, его мудрость, политическую дальновидность. И наш общенациональный лидер по просьбе народа вернулся в Азербайджан и спас всех нас от этой беды. Благодаря политической дальновидности и таланту Гейдара Алиева азербайджанский народ победил в этой освободительной борьбе. История навечно присудила Гейдару Алиеву такое высокое и почетное звание, как победивший лидер освободительной борьбы азербайджанского народа. Он - СПАСИТЕЛЬ нашей государственности.
- Поделитесь своими воспоминаниями о Гейдаре Алиеве.
- Я был одним из тех, кто с радостью встречал Гейдара Алиева в Бакинском аэропорту. В то время в республике царили хаос и анархия. Предпринимались попытки враждебных элементов совершить государственный переворот. Я часто ездил по регионам страны, встречался с местным населением. В Загатале, в селении Гейнук (Шеки), Гахе, Балакене, Лянкяране, Физули и других районах во время встреч с местным населением как только заходил разговор об азербайджанской государственности, люди требовали возвращения к руководству республикой Гейдара Алиева, будучи уверенными, что только он сможет спасти Азербайджан от неминуемой гибели. Еще в 1970-80-х годах, руководя Азербайджаном, Гейдар Алиев спас большую группу нашей интеллигенции от уничтожения. Он воистину был благодетелем нации.
Помню, в начале 60-х годов, тогда я учился на историческом факультете Азербайджанского (Бакинского) университета и был секретарем комсомольской организации, с приходом к власти Никиты Хрущева в СССР началась антикитайская кампания. Один наш очень талантливый студент выразил протест против этой политики, подготовил и распространил листовки по этому поводу. Конечно же, КГБ сразу же занялось им. Все мы были обеспокоены его судьбой.
Наконец, мне было поручено провести закрытое комсомольское собрание исторического факультета. На собрании присутствовал и Гейдар Алиев, тогда еще не занимавший высокий пост в КГБ. Он выступил перед молодежью с обстоятельной и очень поучительной речью. Потом начались бурные обсуждения, прозвучала и комсомольская «критика». В целом собрание проходило спокойно, то есть по заранее подготовленному сценарию. Докладчики, назначенные нами загодя, брали слово, сначала подвергали резкой критике совершившего «преступление» студента, а уже затем просили его помиловать. Когда завершились предусмотренные выступления и я уже собирался подвести итоги, ректор, видимо увлекшийся предыдущими речами комсомольцев, вдруг заявил мне: «Пусть все выскажутся!».
Оказавшись в безвыходном положении, я был вынужден предоставить слово всем желающим. Собрание разгорелось, да еще как! Из уст студентов чуть ли не пламя извергалось в адрес существующего режима... Положение казалось безвыходным. Ведь мы хотели побыстрее принять решение, а оказались в сложнейшей ситуации. И в этот самый момент выход из положения нашел как раз Гейдар Алиев. Скромно попросив слова, он вновь поднялся на трибуну и посоветовал комсомольцам взять на себя задачу по перевоспитанию своего товарища. Тут, конечно, мы вздохнули с облегчением - удалось избежать крупных неприятностей. И все были восхищены мужественным поступком выдающегося сына Родины, работавшего тогда в трудных условиях, сложном окружении и под пристальным вниманием Центра!
- Вы упомянули о спасении Гейдаром Алиевым группы интеллигентов…
- В период руководства Гейдаром Алиевым республикой, где-то в конце 60-х или в начале 70-х годов, на фоне общего социально-экономического развития Азербайджана повысился и интерес к нашему историческому прошлому, наблюдался подъем самосознания в передовых кругах интеллигенции. Началось возрождение и в национально-духовной жизни азербайджанского народа.
В то время одним из основных центров национального возрождения являлась редакция «Азербайджанской энциклопедии», возглавляемая Расулом Рзой. И подавляющее большинство собравшихся вокруг редакции ученых республики позволяли себе очень смелые выступления. В то время именно «энциклопедисты» поднимали такие важные проблемы, как вопрос о решающей роли тюркских этносов в формировании азербайджанского народа, о завоевании Северного Азербайджана Российской империей, о прогрессивной роли деятелей Азербайджанской Демократической Республики, об апрельской оккупации 1920 года и многом другом.
Именно в те годы, благодаря решающей роли Расула Рзы, я впервые добился подготовки и печати исторических карт Азербайджана на картографической фабрике в Киеве. Главная редакция энциклопедии под руководством Расула Рзы в 1972 году издала атлас под названием «Карты Азербайджанской ССР» (на азербайджанском и русском языках). Подготовленные мною исторические карты тоже были включены в этот атлас.
Однако внутренние доносчики настучали об этих моментах «защитникам» советской идеологии в Москву, да еще и призвали на помощь «друзей-историков» из Армении. Чтобы заклеймить нас в качестве «националистов», «буржуазных идеологов» и «врагов советской власти и России», в Баку был приглашен Л.Шаумян - сын того самого дашнака Степана Шаумяна, главаря мартовского геноцида 1918 года, учиненного в отношении мирных азербайджанцев. Шаумян-младший, бывший тогда первым заместителем главного редактора «Большой Советской Энциклопедии», и в то же время одним из главных советских идеологов, лез из кожи вон, чтобы использовать полученную возможность для нанесения удара по азербайджанской интеллигенции.
Однако он не смог достичь своей цели, потому что во главе Азербайджана стояла сильная личность, заботившаяся о своей Родине, своем народе, каждом его представителе. Благодаря мудрости и смелости Гейдара Алиева и «энциклопедисты», и большая группа представителей интеллигенции не только не подверглись преследованиям КГБ, но даже избежали обычного партийного наказания!
А вот еще один пример о том, как руководитель республики, обеспокоенный отсутствием азербайджанцев в Центре подготовки к космическим полетам СССР, взял под свой личный контроль отправку нашей молодежи в высшие авиационные школы. Это был конец 70-х. По случаю приема студентов в высшие школы мы были приглашены на традиционное ежегодное совещание, проводившееся в ЦК КП Азербайджана. Заслушав министра образования и ректоров нескольких вузов, Гейдар Алиев пригласил на трибуну начальника Высшего общевойскового командного училища. Он тут же задал ему вопрос: сколько среди курсантов представителей коренного населения, то есть азербайджанцев? Недовольный полученным ответом, говорившим о слабом привлечении азербайджанцев к военному образованию, Гейдар Алиев в очень резкой форме упрекнул начальника училища и дал ему конкретные поручения.
Случилось так, что в следующем году мне вновь пришлось участвовать в очередном совещании ЦК, проводившемся накануне приема в вузы. Как только началось заседание, Гейдар Алиев вновь пригласил на трибуну того самого начальника военного училища. Тот и на сей раз стал приводить различные цифры. Гейдар Алиев поинтересовался ходом этого важного дела и особенно процентом представителей коренного населения среди его курсантов. Несмотря на наличие определенного сдвига в этом деле, Гейдар Алиев вновь выразил свое резкое недовольство.
Точно помню слова великого политика, сказанные им в тот день: «Необходимо направить представителей коренного населения в авиационные школы. Нужно подготовить летчиков. На днях я поинтересовался составом отряда космонавтов. Я выразил недовольство тем, что ни один азербайджанец не привлечен в отряд. Меня проинформировали о том, что в будущие космонавты принимают только выпускников высших авиационных школ. Я поинтересовался и этим вопросом. Выяснилось, что в высших авиационных школах СССР нет ни одного представителя коренного населения Азербайджана, получающего образование. А куда смотрите вы?!».
Лятиф ШАМХАЛ
banner

Советуем почитать