• пятница, 29 Марта, 14:02
  • Baku Баку 14°C

Театр абсурда

26 августа 2013 | 11:38
Театр абсурда

Интервью с депутатом Милли Меджлиса, зампредседателя парламентского комитета по обороне и безопасности Айдыном Мирзазаде
- Айдын муаллим, за несколько дней до митинга оппозиция во весь голос заявила, что 18 августа на площадь на «20-м участке» в поддержку «Нацсовета» выйдут десятки тысяч людей. Но в самом деле митинг не собрал и тысячи человек. Как это можно расценить?

- Митинг - один из способов самовыражения любой политической организации или группы людей, имеющих претензии на власть, положение в обществе и т.д. Но то, свидетелем чего мы стали недавно в районе так называемого «20-го участка», назвать ни митингом, ни массовой акцией нельзя. Организаторы уж очень амбициозно заявляли, что соберут на первую предвыборную акцию более 60 тысяч человек и тем самым предъявят ультиматум правительству, однако реальность показала, что акция потерпела фиаско. С трудом собрав около 400 человек, сами организаторы оказались в удручающем положении, даже были смущены этим. Тем не менее, пытаясь как-то себя успокоить, всю вину возложили на автомобильные пробки в городе. Считаю, что этой акцией они показали наличие слабой социальной базы в обществе, которое не нуждается в таком выразителе его интересов, не хочет быть электоратом этой сомнительной политической структуры. Собрав под одну крышу совершенно противоположные по взглядам оппозиционные силы, «Нацсовет» намеревался выступить на предстоящих выборах с единым кандидатом в президенты, но из-за внутреннего противоборства им не удалось согласовать нейтрального, на их взгляд, кандидата. Однако, как оказалось, далекий от политики кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков своими действиями, амбициями, сомнительными политическими технологиями усугубил и без того нелегкое положение этой организации. Построив всю свою предвыборную компанию на имени и личности Ибрагимбекова, оппозиция поставила себя и его в очень неловкое положение. Поэтому упомянутый митинг больше напоминал сбор зевак, соскучившихся по площадям. Интересно, что каждый выступающий так или иначе отрицал предыдущего. Скажем, если Иса Гамбар говорил о безвыходности ситуации, то Али Керимли рассказывал о каком-то мифическом единстве. Короче, митинг представлялся театром абсурда. Многие из тех, кто пришел на акцию, покинули место действа, не дождавшись конца. В результате оказалось больше журналистов и представителей правоохранительных органов, чем участников митинга.
- То есть вы считаете, что оппозиция потерпела крах…
- Создается впечатление, что они играют в какую-то детскую игру под названием «выборы». До выборов осталось чуть больше месяца, в считанные дни завершится прием документов на регистрацию кандидатов в президенты, а оппозиция все еще рассуждает на тему - быть второму кандидату или же каждая политическая организация выступит самостоятельно. Им кажется, что общество, затаив дыхание, ждет их решения, они же с удовольствием изо дня в день продолжают эту игру. На самом деле они настолько оторвались от общества, живут в собственном мифическом мире, что принятие решения об альтернативном кандидате так и повиснет в воздухе. И я не думаю, что второй кандидат будет назван. Почему? Да потому что общество может спросить: а почему не сложился ваш первый кандидат, вокруг которого был такой ажиотаж? Ответ прост. Первый кандидат, будучи за пределами страны, просто-напросто обвел оппозицию вокруг пальца, занимается своими бизнес-проектами, тем самым предвыборное время было безвозвратно утрачено. На сегодня в ЦИК уже представили свои заявления около 20 претендентов, многие заканчивают кампанию сбора подписей, а избирательный штаб действующего президента Ильхама Алиева уже представил подписные листы. Со дня на день ожидается подтверждение его кандидатуры.
Безусловно, выборный процесс требует от любой политической партии или самовыдвиженца серьезного отношения, чего нет у «Нацсовета».
- На последней сессии «Нацсовета» 19 августа с минимальным перевесом голосов (43 - «за», 42 - «против») было принято решение о выдвижении еще одного кандидата в президенты от структуры, помимо Рустама Ибрагимбекова. Говорит ли это о расколе в этой организации?
- Самое интересное заключается в том, что после этого голосования некоторые члены «Нацсовета» заявили о том, что это было не чем иным, как расстановкой сил. Но как бы это они ни называли, ясно одно - структура разделена поровну и ни одна из них не уступит ни на йоту, потому что требования и интересы сторон сильно разнятся. Хуже то, что раскол имеет место и внутри этих двух направлений в плане личности второго единого кандидата. Как видим, выборы 2013 года запишут в историю интересную ситуацию: буквально до начала выборов амбициозная политическая структура не может определиться со своими приоритетами. Такого еще не было. Хотя задолго до выборов эта организация от имени общества обвиняла власти в том, что на выборах обязательно будут фальсификации. События же показали, что общество, от имени которого выступает «Нацсовет», состоит из 400 человек плюс 10 на трибуне.
- Мы говорим о расколе, но «Нацсовет» еще существует. А вот его единый кандидат Рустам Ибрагимбеков перед отъездом в США (!) заявил, что у него есть свой кандидат, но он пока его не назовет.
- Мне кажется, что это один из уроков, который Ибрагимбеков усвоил за короткий период пребывания в политике. То есть заинтриговать своих сторонников и в то же время показать обществу, что у него есть свои ресурсы и рычаги влияния. Должен сказать, что после неудачной единой кандидатуры Ибрагимбекова ни один из членов «Нацсовета» не хочет занять его место, ибо трезво понимают, что при таком раскладе сил им ничего не светит.
- «Нацсовет» прекрасно понимал, что Р.Ибрагимбеков не политик, что у него двойное гражданство, не дающее право баллотироваться. Зачем нужно было делать ставку на него?

- Мне кажется, что радикальная оппозиция заранее все предвидела и их такой исход устраивал. Дело в том, что каждый раз включаясь в президентскую гонку, оппозиция провально проигрывала. Очередной провал ни электорат, ни возглавляемые ими партии не простят. А в этой ситуации в случае проигрыша можно свалить вину на человека, не имеющего политического опыта, а после выборов заявить о серьезной подготовке к избранию президента уже в 2018 году. То есть они продлевают себе жизнь еще на пять лет.
- На начальном этапе казалось, что вот, мол, за последние 20 лет оппозиция наконец сплотилась, создала единую организацию. Голосование же 19 августа показало, что организация оказалась мертворожденной.
- Я думаю, что считать Р.Ибрагимбекова единым кандидатом от оппозиции неправильно. Дело в том, что азербайджанская оппозиция неоднородна - от крайне левых до крайне правых. Это кандидат одного, скажем так, из направлений оппозиции. А в нынешних выборах будут участвовать представители оппозиции. Я думаю, что депутаты Милли Меджлиса Игбал Агазаде, Ильяс Исмайлов, Гудрат Гасангулиев примут активное участие в выборах президента как представители оппозиции и добьются лучших результатов, чем на прошлых. Конечно, говорить об их ошеломляющих успехах не приходится. Не надо забывать, что в предстоящих выборах принимает участие очень популярный в народе нынешний глава государства Ильхам Алиев, и предварительные опросы говорят о том, что он является фаворитом в предвыборной гонке. Оппозиция - это не только «Нацсовет», но и те, кто участвует в предвыборной кампании от своих партий. Одним словом, общество не давало «Нацсовету» полномочий выступать от его имени. Такие организации создавались перед каждыми выборами, но под другими названиями. Меняются названия, но состав и суть прежние.
- В интервью сайту milli.az вы сказали, что Рустам Ибрагимбеков открыто дал понять, что участвовать в выборах не хочет. Вы также напомнили, что на вопрос журналиста: «Чем вы заняты в настоящее время?» - он ответил, что занят киномонтажом. Одним словом, деструктивный лагерь добился того, чего хотел. Расшифруйте.
- Дело в том, что в этой политической игре каждый играл свою роль. Какая-то часть верила в новизну проекта, на деле же он оказался так же стар, как наш мир. Один в данном случае прекрасно играл свою роль, но у него были и режиссеры, которые понимали, каков будет конец. Мне кажется, что азербайджанский избиратель прекрасно разобрался во всех перипетиях этого спектакля после 18 августа.
- Известно, что Рустам Ибрагимбеков на встрече с небезызвестным Вагифом Гусейновым назвал азербайджанский народ «темным», с которым ничего не решишь. Насколько этично так высказываться о народе, президентом которого хочешь стать?
- Дело в том, что Р.Ибрагимбеков изо дня в день позорит себя в обществе. Те эпитеты, которыми он награждает народ, общество, непозволительны и непростительны. То, что он назвал Нагорный Карабах спорной территорией, говорит о его лжепатриотизме, о том, что он абсолютно не дает отчета своим высказываниям. А как можно расценивать его нападки на представителей СМИ, которых он призвал в буквальном смысле избивать? И теперь вот оскорбительно отзывается о собственном народе. Мне кажется, это истинная сущность этого человека. Я порой сожалею, что он является представителем азербайджанского народа. Очень жаль, что человек, добившийся больших вершин в своем творчестве, создает о себе такое негативное мнение. Вряд ли его поддержит азербайджанский народ.
- И все-таки, на ваш взгляд, сможет ли «Нацсовет» утвердиться с единым кандидатом?
- Ход событий показывает, что у этой структуры с его нынешним настроением нового единого кандидата не будет. Р.Ибрагимбеков изначально не хотел участвовать в этой кампании. Видимо, ему как режиссеру было интересно покрутиться в этой кухне. И не исключено, что когда-нибудь эту ситуацию он использует в сценарии своего фильма. С другой стороны, в какой-то момент он понял, что взял непосильную ношу. В то же время он не намерен отказываться от российского гражданства, иначе в печати давно появилась бы ксерокопия его заявления. Что касается новой личности, то известно, что никто не хочет взвалить на себя груз единого кандидата после стольких неудач. Известно, что Джамиль Гасанли, Рафик Алиев, Мехман Алиев, Эльдар Намазов и Гюльтекин Гаджибейли не согласились стать «молниеотводами» в этой непростой ситуации. В результате каждая из партий выступит на выборах самостоятельно. А учитывая, что многие партии имеют друг на друга зуб, никаких самоотводов в пользу другого не будет.
На выборах нет речи об участии власти или оппозиции. Участвуют те, кто изъявил желание это сделать. А результат будет зависеть от того, как кто готовился к этому процессу. Правящая партия готовилась к нынешней кампании сразу после завершения предыдущих выборов. И после нынешней кампании начнется подготовка к выборам 2018 года. Так будет всегда. Оппозиция же вспоминает об этом за несколько месяцев. Такова правда.
- Спасибо за беседу.
Записал Али ИБРАГИМОВ
banner

Советуем почитать