• четверг, 28 Марта, 21:15
  • Baku Баку 13°C

Что саммит нам готовит

26 мая 2015 | 11:17
Что саммит нам готовит

МНЕНИЯ
Завершившийся в Риге саммит в рамках программы Евросоюза «Восточное партнерство» ознаменовался принятием совместной декларации, текст которой был принят с учетом видения Азербайджаном международной ситуации.
Была отмечена необходимость безоговорочного признания территориальной целостности государств, хотя персонально и не упомянута тревожащая нас неурегулированная проблема Нагорного Карабаха и прилегающих к нему семи районов, оккупированных армянскими вооруженными силами.
О перспективах действия декларации с читателями газеты «Каспiй» поделились отечественные эксперты.
Расим Мусабеков, депутат Милли Меджлиса:
- Евросоюз вновь уклонился от осуждения действий Армении в отношении Азербайджана, сопровождавшихся большим числом жертв и беженцев, хотя в аналогичной ситуации ЕС осуждает политику России в отношении Украины, и даже подготовил текст проекта итоговой декларации, содержащей осуждение Москвы за действия в Крыму и Донбассе. В принятой на саммите итоговой декларации подчеркивается, что «…ЕС по-прежнему поддерживает территориальную целостность, независимость и суверенитет всех своих партнеров».
Вопреки армянским усилиям о самоопределении в итоговом документе не упоминается, а только оговаривается «полное соблюдение всех принципов и обязательств, закрепленных в 1975 году в заключительном акте в Хельсинки и в 1990 году в Парижской хартии всеми участниками ОБСЕ, а также полное уважение к принципам и положениям устава ООН».
Тем не менее ЕС все же уклонился от выражения принципиальной позиции о неприемлемости оккупации армянскими силами азербайджанских территорий, как это было сделано в отношении Крыма. Именно в этой связи, а не как отказ поддержать территориальную целостность Украины, азербайджанская сторона настаивала на доработке итогового заявления, согласившись ради консенсуса на представлении в качестве дополнения к принятому документу собственных замечаний.
Председатель Евросовета Дональд Туск рекомендует диалог. «Проблему Нагорного Карабаха надо решить через диалог, у нас нет других методов. Некоторые политики ожидают, что Евросоюз поможет военным путем. Но надо быть реалистами - это невозможно», - заявил он в интервью узкому кругу журналистов стран «Восточного партнерства».
Казалось бы, все сказано правильно, политкорректно. Но так ли это в самом деле?
Туск опытный политик, в прошлом премьер-министр Польши. Сейчас, будучи президентом Евросоюза, он не может не знать, что никто от Брюсселя не требует и не ожидает военного вмешательства в карабахский конфликт. Ведь даже в случае с приднестровским и южноосетинским конфликтами, в урегулирование которых Евросоюз был прямо вовлечен, никто не ждет военного присутствия, даже в форме полицейских сил.
Однако Баку вправе настаивать, чтобы ЕС недвусмысленно выразил свое осуждение нежелания Еревана выполнить известные резолюции Совбеза ООН, требующие вывод армянских вооруженных сил из оккупированных азербайджанских территорий. Господин Туск мог бы высказаться на счет приемлемости участия в Программе «Восточное партнерство» и получение финансовой помощи страной (Арменией),оккупирующей территорию другого участника этой же программы (Азербайджана). Вместо этого он ограничился ничего не значащими общими рекомендациями о необходимости диалога.
Как же так получается, что для осуждения сильной и опасной России по поводу аннексии Крыма и поощрения вооруженного сепаратизма в Донбассе Евросоюзу и самому Туску смелости хватает, а чтобы указать вечно выпрашивающей помощь Армении - нет? Причины ясны и без объяснений: это классический случай двойных стандартов и настало время об этом говорить прямо.
Асим Моллазаде, депутат Милли Меджлиса:
- По мнению многих международных СМИ, саммит потерпел крах, и этому были объективные предпосылки. Процесс начался два года назад - в преддверии саммита в Вильнюсе. Затем это сказалось на фактическом раздроблении Украины. Ну, и теперь - в Риге не было подписано единого документа по Программе «Восточного партнерства», что также показатель несостоятельности одностороннего подхода ЕС к проблеме сотрудничества без учета интересов стран постсоветского пространства.
Саммит сквозь призму Азербайджана запомнился двумя моментами. Во-первых, ЕС принял на рассмотрение соглашение о стратегическом партнерстве с нашей страной, подтвердив тем самым, что в отношении нас будет индивидуальный подход. Последовательная поддержка независимого политического курса Азербайджана показала реальный результат.
Индивидуальное отношение ЕС к членам «Восточного партнерства» не имеет пока альтернативы, поскольку пока только три участника программы готовы к интеграции в Евросоюз. При этом нет даже либерализации визового режима западного содружества с Украиной и Грузией. С этой точки зрения, избрание ЕС метода индивидуального подхода к Азербайджану можно считать шагом, исходящим из неизбежности и отвечающим интересам нашей страны. Здесь стоит отметить важность поддержки принципа территориальной целостности.
Кроме того, Евросоюз в преддверии Рижского саммита смог создать определенную активность в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. Прежние его саммиты не демонстрировали особо серьезного отношения к нагорно-карабахскому урегулированию, поскольку одной из главных причин активности Армении в ЕС было запутать западное общественное мнение по отношению к методам решения карабахского конфликта. Однако в преддверии Рижского саммита в вопросе нагорно-карабахского урегулирования наблюдалась активность в трех направлениях.
Во-первых, на встрече «Вышеградской четверки» с членами программы «Восточное партнерство» была высказана однозначная поддержка территориальной целостности и государственному суверенитету стран-участниц программы. Во-вторых, еврокомиссар Йоханнес Хан на встрече с послом Армении в Евросоюзе Маргаряном заявил, что будущее сотрудничество представляемой им организации с Арменией будет построено на вопросах исключительно региональной безопасности. А этот вопрос не может быть на повестке дня без мирного решения межнациональных конфликтов, тлеющих на Южном Кавказе. В-третьих, тот же Йоханнес Хан озвучил предложение о трансграничном сотрудничестве, что тоже немаловажно.
Эльхан Шахиноглу, глава Исследовательского центра «Атлас», политолог:
- Не думаю, что рижский саммит увенчался успехом. Половина глав государств-партнеров не приняла участие в мероприятии, что само по себе является в некотором смысле неудачей. С другой стороны, Евросоюз подписал с тремя участниками «Восточного партнерства» (Украиной, Молдовой и Грузией) ассоциативные соглашения, что вовсе не означает, что эти страны в течение короткого срока будут интегрированы в ЕС. Поскольку участвующая в работе саммита канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что эти государства не могут рассчитывать на вступление в ЕС. В этом плане трудно говорить об успешности этого саммита.
С другой стороны не исключено, что в ближайшей перспективе самым близким партнером ЕС станет Азербайджан. Украина, Молдова и Грузия нуждаются в кредитах ЕС, который не очень-то и заинтересован в этом - ему своих дотационных регионов хватает. Мы же не нуждаемся в кредитах ЕС. Напротив, Азербайджан сам инвестирует в ряд стран западного содружества (Румынию, например), реализует совместные проекты.
В итоговой декларации саммита имеется пункт, посвященный энергетическому сотрудничеству с Азербайджаном, упомянуты названия проектов ТАР и ТАNАР. Это свидетельствует о том, что ЕС рассчитывает на широкое сотрудничество с нашей страной в этом направлении, чтобы таким образом снизить энергетическую зависимость от России. Официальный Баку, в свою очередь, рассчитывает поставлять газ на европейский рынок, чтобы расширить свои финансовые возможности. В этом плане двусторонние отношения в ближайшей перспективе получат развитие.
С другой стороны, Баку предложил Брюсселю подписать соглашение о стратегическом партнерстве. Это очень важный документ, над которым уже идет работа. На рижском саммите состоялся обмен мнениями и по вопросу Нагорного Карабаха. Я подробно ознакомился с итоговым заявлением саммита, где говорится о принципе территориальной целостности.
Но, к сожалению, в другом пункте вновь говорится о необходимости урегулирования конфликтов на основе норм международного права, а эта формулировка двусмысленна, поскольку Армения, апеллируя к принципу наций на самоопределение, старается преподнести его международному сообществу в качестве нормы международного права. А международные организации, к великому сожалению, не возражают против этого.
В этом смысле итоговая декларация рижского саммита не оказала положительное влияние на решение вопроса Нагорного Карабаха. Она напоминает декларацию Лиссабонского саммита ОБСЕ 1996 года. Там также говорилось о необходимости решения проблемы в рамках территориальной целостности Азербайджана. Но с тех пор прошло 19 лет и никаких подвижек не видно, никто даже не вспоминает о лиссабонском документе.
Салех БАЯТ,
Фуад МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать