• четверг, 28 Марта, 20:56
  • Baku Баку 13°C

Гудбай, гуд бой!

09 мая 2015 | 10:27
Гудбай, гуд бой!

КОММЕНТАРИЙ
Накануне американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик сообщил на своей странице в Twitter, что на состоявшейся встрече в Вашингтоне он обсудил процесс мирного урегулирования карабахского конфликта с президентом Армении Сержем Саргсяном.
Встреча произошла в рамках двухдневного визита Саргсяна в США. Кроме дежурных фраз ни армянская, ни тем более американская пресса ничего не сообщает. Стало быть, Уорлик встретился с нелегитимным президентом Армении для галочки.
В целом график вояжа главного криминалмейстера в Америку не подразумевал особо впечатляющих встреч, ибо серьезно к бывшему обитателю карабахских слесарных мастерских американский политический истеблишмент не может относиться априори.
Однако все же одна встреча у провинциального экс-комсомальчика действительно стала довольно интересной. Саргсян в Вашингтоне встретился с сенаторами Джоном Маккейном, Джеком Ридом, Робертом Менендесом и лидером республиканского большинства в сенате Митчем Макконнеллом. Весьма любопытно, что все три сенатора занимают жесткую антироссийскую позицию. То, что Саргсяна возжелал видеть Роберт Менендес, не моветон со стороны последнего, ибо он довольно давно лоббирует интересы Армении и находится в тесных отношениях с армянской диаспорой, что не характеризует его с лучшей стороны, впрочем, как и то, что ему одному из руководителей фракции Демократической партии в американском сенате Генеральная прокуратура США предъявила официальные обвинения в коррупции. По мнению прокуроров, Менендес получал от своего друга, крупного бизнесмена, подарки, оказывая тому в ответ услуги с использованием своего служебного положения. Пока идет судебное разбирательство, Роберт Менендес остается в сенате и, конечно же, не преминул встретиться с таким понятным ему представителем «древнейших из наглейших». Весьма символичное содружество сенатора, обвиненного в коррупции, и главного криминалмейстера Армении, не правда ли?
Джек Рид и Митч Макконнелл, как и Менендес, стоят на твердой антироссийской позиции, и, вероятнее всего, именно желание в некоторой степени пощекотать нервы Москве послужило причиной их встречи с Саргсяном. Однако все они не могут соперничать в «любви» к Москве с бывшим кандидатом в президенты США, сенатором от Аризоны, республиканцем Джоном Маккейном.
Присутствие Маккейна интересно по той причине, что этот деятель в политическом истеблишменте является самым радикально настроенным в отношении России деятелем и периодически выступает с призывами о ведении жесткой американской политики в отношении имперских амбиций Москвы. С этой точки зрения примечательно то, что Серж Саргсян в ходе этого визита встретился с подобным деятелем, что, естественно, может быть ревностно воспринято в Москве, куда, кстати, после американского визита должен поехать Саргсян для участия в заседании совета ЕАЭС и в праздничном параде 9 Мая.
Кроме того, встречи Саргсяна в сенате интересны в другом, более широком контексте, чем фактор одного сенатора. Саргсян, по сути, встретился с представителями большинства Республиканской партии. В сенате США большинство принадлежит республиканцам, в отличие от администрации, где распоряжаются демократы во главе с президентом Бараком Обамой.
Получается, что в ходе американского визита у Сержа Саргсяна, по крайней мере, на уровне публичных встреч было более представительское политическое общение с республиканскими кругами. Эта реальность особенно интересна в обстоятельствах начавшейся президентской кампании в США, которая длится довольно долго, более одного года. Но демократы и республиканцы постепенно начинают марафон. Демократическая партия уже даже представила своего первого кандидата, который также является и фаворитом, - Хиллари Клинтон. В случае с республиканцами пока ничего не ясно, хотя, вероятно, одним их претендентов будет самый харизматичный и имеющий большие возможности Джэб Буш - отец и брат которого уже были президентами США. Не исключено также, что армянская диаспора, чувствуя структуру момента, пытается устанавливать более тесные контакты с республиканскими кругами, что может быть обусловлено не только их большинством в сенате - в конце концов, в ряде американских решений ключевую роль играет именно сенат, но и их возможностями в президентской кампании. С этой точки зрения нельзя исключить того, что армянская диаспора, используя марионетку Саргсяна, решила отнестись к процессу президентских выборов в США в более широком контексте, выйти из исходной точки ожидания позиций только в вопросе «геноцида», когда ожидания от кандидатов сводятся всего лишь к произнесению этого слова.
Во всяком случае, пересмотр существующего для Армении подхода является императивом, что, естественно, в качестве первого шага подразумевает широкое общение с обеими ключевыми политическими силами США. Другой вопрос, какие возможности работы здесь есть для Армении, учитывая отсутствие политической самостоятельности. Однако ситуацию спасает то, что в США есть достаточно жизнеспособные армянские организации, которые могут компенсировать бездарность руководства Армении, если, конечно, между Ереваном и этими организациями реставрируется взаимное доверие.
Вот это вопрос действительно сложный. Отсутствие доверия, очевидно, означает, что скулеж саргсяновского режима в армянской общине США просто не воспринимается, а без этого официальный Ереван может окончательно сорваться в пропасть, ибо находится в состоянии зависимости от Москвы.
Как уже упоминалось, после визита в США Саргсян сразу же отправится в Белокаменную, где его быстренько выведут из эйфории. Диаспора прекрасно понимает, что Ереван без высочайшего указания из Первопрестольной ничего не решает, и именно поэтому Саргсян на встречу с сенаторами во главе с Маккейном был выставлен как жертвенный барашек, а основные переговоры руководители диаспоры проведут с сенаторами уже без него. А в награду за послушание Саргсяну позволили посетить библиотеку Конгресса США и ознакомиться с армянскими экспонатами библиотеки, а затем принять участие в церемонии погашения новых марок. Ознакомился, погасил. И все: good bye good boy! Очнулся провинциал только в самолете, который увозил его в Москву. На ковер.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать