• четверг, 18 Апреля, 12:16
  • Baku Баку 22°C

Кому закон не писан,

30 сентября 2014 | 14:23
Кому закон не писан,

ПОТРЕБИТЕЛЬ
В Азербайджане подлежат закрытию свыше 80 объектов общепита, магазинов, производственных предприятий, сказал газете «Каспiй» заведующий отделом питания Республиканского центра гигиены и эпидемиологии (РЦГЭ) Министерства здравоохранения Имран Абдуллаев.
Телеканал «Мир» выступил с заметкой, что закрылись 70 ресторанов и кафе. Сообщение это вызвало ажиотаж. Как могло массово прикрыться такое количество объектов общепита?
Но не все так страшно: меры контрольных инстанций затронули не только объекты общепита, но магазины, производственные цеха и пр. «Сводки о количестве закрывшихся объектов, которые дают журналисты, в том числе и телеканал «Мир», недостоверны, - сказал нам И.Абдуллаев. - Плановые и внеплановые проверки не только ресторанов, но и прочих объектов, продолжаются. Проверки ведутся и список субъектов предпринимательства будет расти до конца года».
На сегодняшний день приостановлена деятельность не 70, а 81 субъекта предпринимательства. Это небольшая цифра, считает глава отдела, потому что объекты были закрыты не сразу, как может показаться из сообщений СМИ, а в течение девяти месяцев текущего года.
«Мы выделяем три вида загрязнений: физическое, химическое и микробиологическое. К физическим загрязнениям относятся волосы, которые порой посетители ресторанов или кафе обнаруживают в своих блюдах. Все это происходит по одной простой причине - из-за несоблюдения правил санитарной гигиены: повара не надевают специальные колпаки, а порой обслуживающий персонал и вовсе не носит спецодежду», - рассказал Имран Абдуллаев телеканалу «Мир».
Самые частые причины закрытия: несоблюдение гигиены, правил продажи, хранения и перевозки продуктов.
Другой момент, который не учитывают журналисты, не все эти объекты обязательно закроются. И.Абдуллаев подчеркивает, что РЦГЭ не может взять и закрыть бизнес. Это сложная процедура, которая требует тщательной проверки. И тем не менее, от решения этой инстанции зависит многое. Если в ходе проверок РЦГЭ выяснится, что санитарные нормы и гигиена нарушены, решение приостановить действие объекта ложится на стол районных судебных исполнителей, которые обязаны исполнить или проследить за тем, чтобы решение РЦГЭ было исполнено.
Обычно деятельность объекта приостанавливают на определенный срок, который зависит от характера нарушений. За это время предприниматель обязан устранить причины и наладить свой бизнес в соответствии с установленными нормами: провести генеральную уборку помещения, обеспечить предприятие достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения. «Время на устранение нарушений мы определяем по стоимости и длительности работы, которая предстоит владельцу. К примеру, требования к чистоте порой не ограничиваются лишь тщательным мытьем посуды. Чистота и гигиена зависят не только от количества посуды и мытья полов, но оборудования помещения, микроклимата, освещенности, вентиляции, приемов транспортировки и хранения сырья и много другого», - сказал И.Абдуллаев. По его словам, за соблюдением норм, коих тьма, в нашей стране следит армия ведомств.
Как это происходит? Мы попросили И.Абдуллаева объяснить это на примере контроля над нормами безопасности продукции. Ведь отсутствие гигиены - главная статья жалоб потребителей на объекты общепита. Выяснилось, что безопасность продуктов питания в нашей стране контролируют сразу шесть ведомств: пищевой отдел РЦГЭ Минздрава, ветеринарная служба Минсельхоза, Минюст (косвенно), Государственный комитет стандартизации, метрологии и патентов, Государственный таможенный комитет, Министерство экологии и природных ресурсов. Внеплановые проверки этих органов новым законом ограничены, но не разграничены их функции. «Поэтому возникает неразбериха, - рассказал И.Абдуллаев. - Сегодня проверки на микробиологические показатели не ведет только ленивый: делает это Минэкономразвития, тот же Госстандарт и Ветеринарная служба. Я отнюдь не предлагаю передать эту функцию РЦГЭ, но должно быть четкое разграничение функций».
Остается догадываться, что происходит сегодня в фастфудах и ресторанах, которые закрыли эти инстанции по многочисленным жалобам посетителей. За примером для собеседника далеко ходить не надо. Возьмем небольшую будку, манящую голодного путника жаром свежих пирожков. Гражданин отоварился и обнаружил в изделии волос. Кто нагрянет к горе-повару, если покупатель решит обратиться в контрольные ведомства?
Точного ответа на этот вопрос И.Абдуллаев не знает: «Инстанции руководствуются своими полномочиями, но четкого разделения функций в законодательстве нет. Поэтому иногда они переходят границы».
Визита каких контрольных ведомств ждать продавцу ароматной выпечки, мы так и не узнали, но двери ему придется открыть пошире.
К вопросу «открытых дверей» сегодня подходят жестче. Принят закон «О регулировании проверок, проводимых в области предпринимательства, и защите прав предпринимателей», который действует с января 2014 года. Теперь без веских причин и жалоб населения сотрудники контрольных ведомств наших бизнесменов беспокоить не должны (по идее не должны). Зимой этого года также вышел Указ Президента об институциональном регулировании качества и безопасности пищевых продуктов ведомствами. Кабинету министров поручили подумать над вопросом, как разграничить сферы контрольных инстанций, которые подчас занимаются одним и тем же делом.
Вот только действие этих законов дальше «пирожкового» сегмента почему-то не заходит, а там где проще, этот же сегмент законы обходят. В стране закрылись 80 субъектов предпринимательства по причине несоответствия санитарно-гигиеническим нормам. Но по-прежнему продолжает действовать рынок «8-ой километр» в Низаминском районе столицы. По словам И.Абдуллаева, рынок работает незаконно, потому что несколько лет назад РЦГЭ распорядился приостановить там торговлю мясом, молочной продукцией, рыбой и пр. Кроме всего прочего, РЦГЭ оштрафовал владельцев рынка на 400 манатов. Сумма штрафа внушает, но больше всего удивляет равнодушие контрольных инстанций и судебных исполнителей Низаминского районного нарсуда, который обязан исполнить решение РЦГЭ. Со слов Абдуллаева, владельцы рынка пытались оспорить решение в районном и Экономическом суде Азербайджана, последний оставил решение в силе. Штраф владельцам пришлось заплатить, но исполнять решение РЦГЭ никто так и не взялся.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать