• пятница, 19 Апреля, 04:42
  • Baku Баку 18°C

Анкара возмущена

28 апреля 2015 | 11:03
Анкара возмущена

КОММЕНТАРИЙ
Итак, президент России Владимир Путин принял участие в мероприятии по случаю мифического «геноцида армян», организованном в мемориальном комплексе Цицернакаберд в Ереване.
Хотя он и не произнес слово «геноцид» применительно к Турции, характеризуя события 100-летней давности, все же высказался довольно однозначно в их оценке - как о трагедии исключительно армянского народа. При этом он ни слова не сказал не только о турках и курдах, но даже о северокавказских мухаджирах, ставших жертвами резни и вынужденных искать пристанище в Османской империи из-за политики Российской империи.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал участие мировых лидеров в памятных мероприятиях, посвященных 100-летию вымышленного «геноцида армян».
Реакция Турции
«Ни Путину, ни Олланду не стоило ехать в Армению. Сначала они должны были бы подумать о черных страницах собственной истории. В последнюю очередь могут говорить о геноциде Россия, Франция и Германия, развязавшая две мировые войны, приведшие к неисчислимым бедствиям», - заявил президент Турции.
Не отставал от патрона в откровенности высказываний и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. «Мы всегда заявляли о готовности открыть свои архивы. Мы готовы обсудить это с любым желающим. Как это было в Чанаккале, мы готовы сложить голову, но ни перед кем ее не склоним. Страны, принявшие решения против Турции, пусть выскажутся и об абхазах, чеченцах, тюрках ахыска, грузинах, которые, подвергшись геноциду на Кавказе, были вынуждены уехать в Турцию. Пусть дадут оценку геноцидам в Сребренице и Ходжалы, совершенным в недалеком прошлом», - сказал А.Давутоглу.
Дальше же всех пошел МИД братской страны, выступив и вовсе со скандальным заявлением: «За последние 100 лет Россия, как никто, знает, что на самом деле стоит считать геноцидом. Ведь именно она совершала массовые зверства на Кавказе, в Центральной Азии, Восточной Европе, применяя бесчеловечные методы, особенно против тюркского и мусульманского населения страны», - говорится в документе.
Ну, и как после этого Эрдоган с Путиным сядут договариваться о технических деталях «Турецкого потока» и прочих взаимовыгодных проектов?
Цена вопроса
Мог ли Путин поступить иначе? Позиционирование ВВП себя как лидера великой страны, проводящей полностью независимую от Запада политику, предназначено для внутреннего пользования, поскольку независимость любой страны даже в ранге державы имеет свои пределы. Россия же, чье экономическое благополучие находится в полной зависимости от стран-потребителей ее энергоресурсов, и вовсе играет только по правилам. Так что начатая с украинских событий антизападная, ура-патриотическая риторика российского лидера не должна никого вводить в заблуждение - как и раньше, Кремль продолжает двигаться в фарватере Запада.
Также следует помнить, что армяне всегда были клиентелой России. Еще в 1722 году, после овладения Каспийским побережьем царь Петр I старался заселить христиан в прикаспийские земли Дагестана и Азербайджана, где жили мусульмане. С этой целью он приказал своему посланнику в Стамбуле А.Румянцеву уговорить армян Османской империи переселяться во вновь образованную Каспийскую область Российской империи, которая включала приморские земли Азербайджана от Дербента на севере до Решта на юге. При этом было обещано, что местные жители «будут высланы, а им, армянам, отдадут их земли».
Задача переселения османских армян была поставлена потому, что, во-первых, главным соперником России в борьбе за Кавказ была Османская империя; во-вторых, армяне могли сыграть (и сыграли впоследствии) роль «пятой колонны» в стане врага. Ну, и, в-третьих, переселяя их на Кавказ, Петр I увеличивал здесь удельный вес христиан, чтобы те послужили ему опорой в местной мусульманской среде.
Политику Петра I на Кавказе продолжила Екатерина II, «изъявив согласие на восстановление армянского царства под покровительством России». Это предполагалось сделать на Кавказе, чтобы укрепить в регионе христианский элемент в лице армянского фактора-сателлита, который планировалось использовать в российской геополитике на южном направлении. Такая тактика вписывалась в стратегический план, который был рассчитан на то, чтобы «на первый случай утвердиться в Дербенте, овладеть Шамахы и Гянджой, а потом из Карабаха и Сыгнаха, собрав достаточное число войска, можно легко овладеть Иреваном». Словом, как и при Петре, речь шла о реализации стратегической задачи на Кавказе за счет Азербайджана. Однако в реальности Россия и не думала о создании «армянского государства» там, где никогда не существовало армянской государственности.
По окончании русско-иранской войны 1826-1828 годов, завершившейся подписанием Туркманчайского мирного договора, Николай I высочайшим указом Сенату от 21 марта 1828 года повелел: «Силою трактата с Персией, заключенного 10 февраля 1828 года, присоединенные к России Ханство Эриванское и Ханство Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью Армянской».
Реализуя свой план по полной христианизации Кавказа, Российская империя полагала, что лучше всего для этого подходят именно армяне. Во-первых, их было значительно больше, чем других восточных христиан в мусульманских государствах. Во-вторых, они находились главным образом в Османской империи и Иране - основных соперниках России в борьбе за Кавказ. По этим причинам после завершения русско-иранской (1826–1828) и русско-османской (1828–1829) войн по Адрианопольскому (со Стамбулом) и Туркманчайскому (с Тегераном) мирным договорам армяне были размещены на территории бывших азербайджанских ханств - Иреванского, Нахчыванского и Карабахского, ликвидированных в первой трети XIX века.
И наконец, не следует забывать, что Армения действительно геополитический форпост России на Кавказе, что 102-я российская военная база в Гюмри - важное составляющее российско-армянских отношений.
По сути дела, проводимая сегодня на Южном Кавказе РФ политика, является продолжением политики Петра I. И Путин своим участием в церемониях, связанных с мнимым «геноцидом армян», ясно дал понять, что Россия не собирается отказываться от геополитических устремлений, основы, которых были заложены еще три столетия тому назад.
Кстати, в основном, именно по этой причине армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт никак не найдет своего решения.
Конец российско-турецкому сотрудничеству?
В последние годы отношения между Москвой и Анкарой развивались по восходящей. По итогам прошлого года их взаимный товарооборот достиг $31,1 млрд., а на декабрьских переговорах между главами двух стран было принято решение к 2020 году нарастить эту цифру до более $100 млрд. Кроме того, в связи с отказом России от газопровода «Южный поток» из-за позиции Евросоюза, были достигнуты соглашения о реализации проекта «Турецкий поток» - по дну Черного моря в Турцию.
Однако вопреки мнению ряда аналитиков, считающих, что отношения между Россией и Турцией становятся стратегическими, они не могут стать таковыми из-за геополитических устремлений Кремля. Так что не стоит удивляться, если и в Анкаре начнут муссировать вопрос о необходимости признания черкесского, а затем и чеченского геноцида и т.д. Вероятнее всего, эту тему подхватит и Запад. Как и в случае с Турцией, на передний план выйдет возможность давить на Россию, а не забота о потомках пострадавших народов.
В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог Вафа Гулузаде сказал, что у президента России Владимира Путина особого выбора не было:
- У Путина не было иного выхода. Если бы он не принял участие в мероприятиях по «геноциду армян», то оказался бы под мощнейшим прессом антироссийской компании. Кроме того, в Армении зреют антироссийские настроения, и Кремль может потерять эту страну, - в конечном счете, так оно и будет. Потому Путин делает все возможное, чтобы хоть как-то притормозить необратимый процесс.
Думается, все его действия в Ереване отрицательно повлияют на российско-турецкие и даже российско-азербайджанские отношения. Хотя в Кремле надеются, что участие президента России Владимира Путина в мероприятиях в Ереване и его оценка событий 1915 года в Османской Турции как «геноцида армян» не является поводом для негативной реакции Турции. Об этом, кстати, заявил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков. В Кремле почему-то не считают, что это может каким-то образом негативно трактоваться Анкарой.
Однако очевидно, что Путин своими действиями осложнил задачу Эрдогану, которого просто не поймут, если он вознамерится развивать отношения с Москвой. Турецкое общество не воспримет сотрудничество с Россией, которая открыто выступила с антитурецких позиций.
Впрочем, это традиционная политика северных соседей, так что Анкара не могла не предвидеть такой поворот событий.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать