• пятница, 29 Марта, 09:13
  • Baku Баку 5°C

Есть согласие США

25 апреля 2015 | 12:27
Есть согласие США

ПЕРСПЕКТИВЫ
Свершилось - Соединенные Штаты Америки, долгое время дистанцировавшиеся и занимавшие выжидательную позицию, официально поддержали позицию Евросоюза в реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода.
Автором заявления является министр энергетики Эрнест Мориц. «Линия, соединяющая Азербайджан и Туркменистан, крайне важна для подключения последней к Южному газовому коридору, по которому будет поставляться природный газ в Европу в обход России», - отметил он, ссылаясь на выдвижение Еврокомиссией чувствительных возражений в области энергетической безопасности.
Ограничиться дискуссиями
Вопрос необходимости диверсификации поставок энергоресурсов встал ребром в последнее время после неоднократных перебоев в транзите газа из России в Европу через Украину. Евросоюз по этой причине принял так называемый «третий энергопакет», серьезно ограничивающий возможности развития российского монополиста («Газпром») на европейском рынке. А буквально пару дней назад Еврокомиссия (ЕК) предъявила этой структуре официальное обвинение в нарушении правил конкуренции Евросоюза. ЕК и раньше подозревала упомянутый холдинг в ограничении свободных поставок в страны ЕС путем раздела рынков газа, препятствовании диверсификации поставок и установлении несправедливых цен при условии привязки к ценам на нефть в долгосрочных контрактах. Тут и до международного суда недалеко, тем более что русским может грозить штраф в размере до 10% годового оборота компании в странах Евросоюза.
И вообще, в последнее время на фоне украинского кризиса Старый Свет становится все более смелым в противостоянии с Россией в вопросах поставок газа из альтернативных источников. И причиной этого является не только жизненная необходимость снизить зависимость от Москвы в газе, но и позиция руководства Азербайджана, которая придала ЕС посредством Южного газового коридора уверенность в существовании действительно нового маршрута поставок.
Кстати, именно официальный Баку взял на себя как бремя первоначальных финансовых расходов, так и решение организационного вопроса. И вот теперь команда вице-президента ЕК по энергетике Мароша Шевчовича, уверенная в решимости Президента Азербайджана Ильхама Алиева, в рамочной стратегии Евросоюза по энергетике, опубликованной накануне, выдала такой вот текст: «Для обеспечения диверсификации поставок газа работа по Южному газовому коридору должна быть усилена, чтобы позволить странам Центральной Азии экспортировать свой газ в Европу».
В ходе недавнего визита в Баку Шефчович был куда осторожнее и заявлял, что Европа намерена найти техническую и правовую базу для поставок туркменского газа через Азербайджан. Так что, как говорится, почувствуйте разницу.
Все это свидетельствует о том, что Европа готова вступить в глобальное противостояние именно за каспийский газ, а конфликт, между тем, не за горами, так что остается пожелать, чтобы он угас в плоскости политических баталий. Причин для опасений несколько, и все лежат в области практики. Во-первых, ЕС хочет выйти на газ Туркменистана, обладающего гигантскими запасами «голубого топлива», занимая по этому показателю четвертое место в мире. Во-вторых, чтобы доставить этот газ, необходима инфраструктура, а именно - Транскаспийский газопровод. В-третьих, время, выбранное ЕС для форсирования этого процесса, совпадает с усилившимся недовольством Ашгабата, потому что Москва за последние годы в четыре раза снизила объемы закупок газа. И самая главная причина, подогреваемая Вашингтоном, - то, что платежеспособные (в отличие от русских) европейцы переведут газовые стрелки мимо интересов Кремля.
Естественно, все это вызовет негативную реакцию Москвы. Альтернативные ее поставкам газа источники объективно играют против нее, потому она последовательно выступает против строительства Транскаспийского газопровода, ссылаясь на экологическую составляющую этого проекта. Но ее аргументы не стоят выеденного яйца, поскольку последние изменения на энергетической карте, инициированные политическим руководством Азербайджана, вдохновили напористую Европу - при наличии готовой инфраструктуры поставок по Южному газовому коридору Евросоюзу нужно будет только обеспечить подключение к нему Туркменистана. Если это произойдет, выиграют почти все, кроме России. То есть, солидный потребитель получит новый источник поставок, Туркменистан обеспечит еще одно направление в рамках диверсификации маршрутов. А Азербайджан, предоставив как минимум свою территорию, получит средства от транзита топлива. Более того, деньги потекут в казну нашего государства также от транзита по территории Турции, где Баку является основным акционером газопровода TANAP, а также Европы, где правительство имеет долю в TAP.
Есть тут, конечно, и фактор Китая, нацеленного на все свободные запасы туркменского газа, но ведь и Туркменистану в перспективе невыгодна привязка только к одному рынку. А Пекин кому хочешь выкрутит руки, будучи монопольным потребителем того же газа: и цены собьет до неприличного уровня, и условия свои навешает на партнера.
Закулисный игрок
Как ни странно, но специалисты всегда опасались своеобразного противодействия транскаспийскому проекту именно США, ведь Белый дом сегодня вовсю и на всех уровнях лоббирует трубопровод ТАПИ (Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия).
Экспертная группа газеты «Каспiй» на этот счет имеет свою точку зрения, которая заключается в нецелесообразности упомянутого проекта. Оставив в покое Туркменистан, разберемся с другими составляющими. Про Афганистан все знают, что там нет единого «разводящего» на государственном уровне, так что труба будет пролегать через территории, контролируемыми вождями племен, у которых мало представления о тарифах и ценах. Кроме того, более полувека активно тлеет конфликт между Индией и Пакистаном. Так что в итоге все будет зависеть именно от Европы, поскольку она в качестве конечного потребителя может предложить Ашгабату гораздо больше, чем все конкуренты, вместе взятые. Более того, если Евросоюзу не удастся найти альтернативные источники газа, то ему придется подсесть на новую энергетическую иглу – «Турецкий поток», что вовсе не входит в планы ЕК.
Новая газовая эра
Контракт России со странами ЕС по принципу «бери или плати» действителен до 2019 года, и как бы случайно Азербайджан (наверное, и Туркменистан заодно) намерены поставлять альтернативное топливо именно через четыре года. Но пока у Европы нет других готовых вариантов, кроме как покупать газпромовскую продукцию. Для того чтобы решить этот вопрос, ЕС необходимо найти новые источники поставок энергоресурсов. Кроме прокладки Транскаспийского газопровода (до границы с Азербайджаном), это (лишь гипотетически) Иран - за счет подключения к Южному газовому коридору (в Азербайджане либо Турции), Ирак (более реально) - за счет подключения к газопроводу TANAP, где 58% долевого участия принадлежит нашей стране. Обратите внимание, все эти проекты либо осуществляются, либо планируются с учетом участия Азербайджана, что делает его стратегически важным как для Европы, так и для любого альтернативного поставщика газа в ЕС. В любом из этих проектов, как ни крути, официальный Баку получит дополнительные доходы от транзита или по нашей территории, либо через принадлежащую ему инфраструктуру в любой другой стране. Так что желание и действия Брюсселя по обеспечению энергетической безопасности Старого Света принесут значительные дивиденды и Азербайджану, причем без необходимости тратить на это дополнительные средства.
И еще, незаметно для обывателя эпопея с Транскаспийским газопроводом переходит в практическую плоскость. Брюссель уже начал готовить европейские нефтегазовые компании к переговорам с газовым концерном «Туркменгаз» по вопросам проекта строительства перспективной трубы. По данным западных СМИ, с этой целью планируется через месяц-другой создать специализированный гигант под названием Caspian Development Corporation. В числе заинтересованных компаний журналисты называют BP, Statoil, Total и прочих знакомых нам игроков плюс корпорации RWE и
Eni, у которых уже есть договоренность с Туркменистаном о геологоразведке в национальном секторе Каспия с перспективой закупок газа.
О вере Ашгабата в реализацию Транскаспийского газопровода президент Гурбангулы Бердымухаммедов начал говорить еще в сентябре минувшего года - на саммите глав прикаспийских государств в Астрахани. А в начале марта министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов этой страны объявило, что продолжается активная работа по организации поставок на европейский рынок до 30 млрд. кубометров газа в год с добавлением, что по заказу Всемирного банка британской компанией RSK Environment ltd уже проведены предварительные экологические исследования. Так что общественность уже знает, что Транскаспийский газопровод с экологической точки зрения самый безопасный маршрут, а Туркменистан и Азербайджан хоть сегодня могут приступать к реализации проекта в рамках двусторонних мероприятий, не впутывая в дела третьих игроков.
Ариф АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать