• вторник, 23 Апреля, 13:54
  • Baku Баку 24°C

Открытым текстом

11 апреля 2015 | 10:43
Открытым текстом

ПЕРСПЕКТИВЫ
И все же, во внешней политике все взаимосвязано: параллельно в Тегеране состоялись переговоры президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с высшим руководством Ирана, а в Ашгабате - президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова с коллегой из Молдовы Николаем Тимофти.
Казалось бы, какая связь, однако с учетом того, что на Туркменистан прямое влияние имеет наш южный сосед, а Анкара заинтересована в гарантированной реализации европейского вектора газопроводов, все становится на свои места.
Позиция Туркменистана
Г.Бердымухаммедов, пожалуй, впервые накануне озвучил во всеуслышание и напрямую мысль о том, что его страна довольно успешно ведет переговоры с Азербайджаном и Турцией по вопросу своего газового экспорта. Если раньше не было и намека на западную ориентацию углеводородного потенциала, а закаспийское государство продавало «голубое топливо» исключительно в Россию, Иран и Китай, то теперь пришел черед всерьез проработать детали диверсификации. Примечательно, что переговоры с официальным Баку и Анкарой не иначе как трехсторонние, а это способно не только теоретически, но и реально привести к достижению важного во всех смыслах соглашения, что станет еще одним шагом на пути реализации европейского вектора.
По мнению авторитетных экспертов, Туркменистан является одним из ключевых игроков на газовом рынке в Каспийском регионе и Центральной Азии. Если говорить о европейском направлении, то наиболее оптимальным маршрутом была бы прокладка 300-километрового газопровода через Каспий к берегам Азербайджана, который имеет в своем распоряжении соответствующую инфраструктуру для реэкспорта туркменского газа в Турцию и далее - в Европу, создающую предпосылки для диверсификации маршрутов поставок.
Брюссель еще в конце марта начал готовить европейские нефтегазовые компании к переговорам с «Туркменгаз» по вопросам проекта строительства Транскаспийского газопровода. Началась даже разработка правовой составляющей, а в числе заинтересованных компаний были названы такие транснациональные монстры, как BP, Statoil, Total и другие, успешно развернувшие бизнес в Азербайджанском секторе Каспия, а также RWE и Eni, у которых уже есть договоренность с Туркменистаном о геологоразведке в национальном секторе Каспия с перспективой закупок газа.
В то, что Туркменистан продолжает верить в реализацию проекта Транскаспийского газопровода, Г.Бердымухаммедов завуалированно говорил и во время саммита глав прикаспийских государств в Астрахани в сентябре прошлого года. Тогда он ссылался на то, что строительство трубопроводов, в том числе газовых, - суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, и потому оно может осуществляться только с их согласия, естественно, при соблюдении самых высоких международных экологических норм. Естественно, он должен был сослаться на обеспечение прочной стабильности и безопасности, что является главным условием успешного сотрудничества в акватории общего моря и залогом решения всех существующих проблем. Участники саммита уже тогда не задали ему наводящих вопросов, поскольку и без того было ясно, что с восточного берега Каспия реально можно двигаться лишь в восточном направлении - в сторону поселков Сангачал и Алят близ столицы Азербайджана - не в российскую Астрахань же и не в иранский Анзали развивать направление трубы.
И это объяснимо, ведь занимая четвертое место в мире по запасам природного газа, Туркменистан стремится значительно расширить выход на международный газовый рынок, чтобы максимально эффективно использовать свои природные ресурсы. Кроме того, доказано, что Евросоюз сегодня - самый платежеспособный потребитель с возможностью оплачивать поставки до 700 и более млрд. кубометров «голубого топлива». Так что
активная работа по организации поставок на европейский рынок до 30 млрд. кубометров газа в год продолжается, а это сопоставимо с поставками в Китай и не может вызвать нареканий со стороны стратегических партнеров, тем более что внешняя политика Ашгабата суверенна и не привязана ни к одному военно-политическому блоку.
По заказу Всемирного банка компанией RSK Environment ltd уже проведены предварительные экологические исследования, и экспертиза подтвердила, что Транскаспийский газопровод является с экологической точки зрения безопасным маршрутом, так что Туркменистан вместе с Азербайджаном имеют все возможности реализовать проект его строительства в рамках двусторонних мероприятий без оглядки на недоброжелателей. В дальнейшем для поставок газа по Транскаспийскому маршруту появится возможность задействовать ресурсы газовых месторождений восточной части Туркменистана, где расположено второе по величине в мире по своим газовым запасам месторождение «Галкыныш», что станет возможным после ввода в строй газопровода «Восток-Запад» мощностью прокачки 30 млрд. кубометров в год, строительство которого завершится в этом году.
Более того, этот газопровод мог бы стать частью проекта TANAP, инициаторами которого являются Баку и Анкара. Кстати, Азербайджан на всех уровнях выражает готовность предоставить свои территорию, транзитные возможности и даже имеющуюся инфраструктуру для осуществления данного проекта.
Европа поддерживает
Буквально на днях Греция, Сербия, Македония, Венгрия и Турция совместно озвучили поддержку диверсификации маршрутов и источников для транспортировки природного газа в Европу через Турцию. Стороны подписали по этому поводу декларацию об укреплении энергетического сотрудничества, которую главы МИД четырех стран и министр по европейским делам Турции подписали по итогам переговоров в Будапеште. И их логику понять можно - во главе начинаний стоит коммерчески жизнеспособный вариант диверсификации, поскольку он выгоден в смысле транспортировки природного газа как для Анкары, так и для стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а через них и в другие страны Старого Света.
Во благо Азербайджана
СМИ Турции бурно обсуждали, что одной из главных тем визита Эрдогана в Тегеран станет возможность Ирана экспортировать свой газ на Запад через газопровод TANAP. Однако они судят со своей колокольни, не учитывая того факта, что правительство Азербайджана практически в одиночку, без привлечения средств мировых финансовых институтов строит трубу не для того, чтобы по ней экспортировать в крупных объемах транзитный газ. В таком случае как мы будем экспортировать в будущем газ с месторождений «Абшерон», «Умид-Бабек» и с глубоководья АЧГ на внешние рынки?
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, строить еще один экспортный трубопровод невыгодно. По словам эксперта, Эрдоган не имеет юридического права распоряжаться частным трубопроводом, где оператором является компания другой страны.
- Думаю, вопрос транзита иранского газа через территорию Турции будет обсуждаться только в политической плоскости, так как Иран проявляет заинтересованность в поставках своего газа в Европу, а Турция является надежной транзитной страной. Для поставок крупного объема иранского газа (25-30 млрд. кубометров) в Европу необходима соответствующая инфраструктура для приема. Странам Восточной Европы достаточно 5-6 млрд. кубометров для диверсификации своих источников. Значит, остальные объемы должны пойти в Баумгартен (Австрия). То есть на повестку дня встает вопрос строительства как минимум Nabucco-West пропускной способностью 20 млрд. кубометров. А для этого понадобятся финансы, согласование множества вопросов и опять же поэтапное регулирование взаимоотношений Запад-Иран. А это вопрос не одной пятилетки.
Между тем именно трех- и четырехсторонние проекты (Ашгабат-Баку-Тбилиси-Анкара) позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее. Посредством TANAP, а в будущем и Трансадриатического газопровода (ТАР), который пройдет по территории Греции, Албании до Италии, Евросоюз обретет новый источник поставки газа - из Азербайджана через Грузию и Турцию.
Еще одним важнейшим проектом является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, вокруг которой сформированы целые направления деятельности. Так, для обеспечения транспортировки грузов по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс в 60 км от Баку строится новый крупнейший международный грузовой порт Алят, который сможет принимать до 11,6 млн. тонн грузов в год. Кроме того, возводится отдельный грузовой аэропорт, поскольку нынешний Бакинский аэропорт уже не выдерживает трафика.
Сейчас важно закрепить стратегическое партнерство, тогда мы сможем лучше сконцентрироваться на позитивных моментах и преимуществах, среди которых можно указать явное стремление Грузии в европейское таможенное пространство. Так, при вводе в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс наши товары будут входить в европейское пространство сразу же на границе с Азербайджаном, то есть мы сэкономим как минимум на одной границе, что повысит конкурентоспособность проекта.
Ранее три, а в перспективе уже четыре страны будут рассматриваться международным сообществом как единое целое. Так что все к лучшему, просто в условиях создания нового миропорядка надо делать «тихие политические ходы», чтобы это пространство не стало очевидным плацдармом для боев без правил с участием крупных мировых держав.
Ульви ЯГУБОГЛУ
banner

Советуем почитать