• пятница, 29 Марта, 10:19
  • Baku Баку 5°C

Звездный гость

02 апреля 2015 | 14:22
Звездный гость

СОБЕСЕДНИК
Баку посетил известный кинорежиссер, актер, сценарист и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. Нам удалось встретиться с известным режиссером и задать ему несколько вопросов:
- Никита Сергеевич, в чем, на ваш взгляд, заключается основной секрет киномастерства?
- Главный секрет заключается в создании особой атмосферы на съемочной площадке, где присутствуют операторы, художники, режиссер, а центром всего этого является актер. При этом и оператор, и режиссер, и художник должны понимать, что цели можно достичь только тогда, когда будет удобно актеру! Гениальный актер Михаил Чехов говорил: «Атмосфера решает все. На площадке, на сцене, за камерой и в кадре».
Есть еще и другая проблема, по крайней мере, у нас в России - актерская школа. Огромное количество актеров, закончив театральные вузы, разъезжаются по своим городам. И очень часто они оказываются в совершенной изоляции, под руководством не очень талантливого режиссера и при полном отсутствии перспектив. И вот наша академия пытается заниматься всеми этими проблемами.
- Раз уж вы упомянули академию, расскажите о ней поподробнее.
- Пока что это летняя академия, но я хочу сделать ее круглогодичной. Опыт показал, что месяц интенсивнейшего общения с мастерами, месяц активной совместной работы и репетиций дает невероятный результат: 3-4 короткометражных фильма, отрывок из спектакля, капустник. Представьте, что будет, если эту систему расширить до года? Как минимум, мы получим 2-3 профессиональных спектакля, которые отправятся на гастроли по разным городам. Может сформироваться действующий театральный коллектив. Люди совершенно разных профессий - актеры, режиссеры, операторы, сценаристы и т.д. - будут встречаться в одном месте, чтобы получить уникальный опыт совместного творчества. В этом году к нам на обучение приехали представители 16 стран, в том числе даже с Аргентины. Я надеюсь это заинтересует также и представителей азербайджанской киноиндустрии, и они пополнят наши ряды. Но хочу отметить, что это не обучение для студентов или выпускников театральных вузов, а обмен опытом для профессионалов.
- А после завершения курса вы следите за судьбой «выпускников»?
- Да от них не избавишься… (смеется). Они снова подают заявки, приезжают волонтерами, кем угодно, только чтобы продлить это ощущение. Самое важное, что для наших выпускников это не просто какие-то курсы кройки и шитья - пришел, научился и вернулся к себе вышивать дальше. Нет, это нечто очень живое, волнующее, вызывающее интерес. Скоро мы организуем единую базу данных, где будут храниться фотографии, эссе, отрывки из спектаклей, фильмов - все, что они нам отправляют при поступлении на курсы. И даже если артисту не удастся к нам поступить, все равно это останется в базе, и позже мы сумеем помочь ему трудоустроиться.
- Кто и как координирует работу академии?
- Это все-таки моя академия, основу составляют художественные принципы, которые я исповедую, а основываются они на системах Константина Станиславского, Евгения Вахтангова, Михаила Чехова, Шарля Дюллена, Питера Брука… Среди педагогов академии, конечно, есть люди разных школ, разных поколений, но все ручейки будут стекаться в одну реку.
- Какой станет круглогодичная академия?
- Мы еще только начали, так что ничего конкретного сказать пока не могу. На данный момент договорились со ВГИКом об общежитии - без него академия невозможна. Договорились также с Театром киноактера, чтобы он предоставил нам помещение. Это очень удобная площадка - здесь есть актерская среда, есть репетиционные залы. Мы постараемся уйти от формата лекций. У нас будут чайные, обучение будет происходить во время разговора за самоваром. Наберем, наверное, человек 50, максимум - 80. Коллеги предлагают сделать двухгодичные курсы, то есть брать людей других профессий, но желающих освоить эту сферу. Но пока что я не могу на это пойти: во-первых, по сути, это будет дублировать Высшие режиссерские курсы, что мне кажется неверным. А, кроме того, если в режиссуру можно прийти и в 40 лет, то в актерскую профессию - нет. Точнее, конечно же, бывают исключения, и совсем непрофессиональный актер может сыграть какую-то очень яркую роль, близкую его человеческому характеру. Но это на уровне частного случая. А мне бы хотелось помочь именно актерам, прекрасным, удивительным актерам, которые сидят у себя и не могут реализоваться. Киноакадемия может стать для них своего рода лифтом.
- Дорого ли будет стоить обучение?
- Конечно, образование будет дорогое, 400 тыс. рублей в год. Поэтому наиболее талантливые сперва заплатят лишь определенный процент от предусмотренной суммы, и академия будет заинтересована в том, чтобы их трудоустроить, и они бы смогли вернуть долг. На мой взгляд, это очень справедливая система, она совпадает и с интересами академии, и с интересами слушателей. Да, академия будет платной, но это - дело десятое. Смысл заключается в том, что если человек одарен, и мы видим, что он перспективен, но не имеет финансовых возможностей, начинаем изыскивать варианты, чтобы ему помочь.
- Давайте поговорим о ваших фильмах, точнее - о последних работах. Почему почти все снятые вами за последнее время картины посвящены военной тематике? Вам так интересна война?
- Я считаю, что война - невероятно важный импульс к воспитанию человеческого иммунитета. Осознание того, что происходило тогда, погружение в это, и сравнение с тем, как мы живем сегодня, освобождает от огромного количества проблем. Меня учили в детстве, и потом уже я сам учил своих детей тому, что нужно свою жизнь соизмерять не с теми, кому лучше, а с теми, кому хуже. Их намного больше. При таком отношении пропадает огромное количество поводов для печали. Снимать фильмы на военную тематику очень сложно. Наваливалось усталость, но не отчаяние. Я не мог позволить себе такую роскошь. Я не охотник демонизировать съемки и нагонять жуть, но когда в атаку бегут пять тысяч человек, а по полю расставлены шестьдесят взрывов, это серьезно. Надо, чтобы все сработало вовремя, никто не опоздал и не опередил события, не лишился в итоге ноги или глаза. Это требует предельной концентрации сил и внимания. Как на скалу взбираться: нельзя смотреть ни вверх, ни вниз, надо точно знать за что ухватиться и куда поставить ногу, чтобы не сорваться. Но во всех этих фильмах я говорю не о самой войне, хоть без этого никак. Главный момент - это человеческие судьбы. Просто мне кажется, что если тебе интересно об этом думать, писать и снимать, если тебе интересно это играть и монтировать, и если тебе интересно это смотреть, значит, есть надежда, что не одному тебе это интересно.
- Как вам проще работать: сниматься в своих собственных фильмах, или когда вас кто-то другой приглашает на роль?
- Ну, знаете, в России так говорят: там хорошо, где нас нет. Когда играешь в своем фильме, думаешь: хорошо бы, чтобы кто-нибудь другой снимал. А когда снимаешься у другого, думаешь, что сам бы снял лучше. Тут невозможно четко определить, чего я хочу. Просто надо делать дело, по возможности качественно, и не думать о другом.
- Сейчас много говорят о новом фильме, над которым вы работаете… Не поделитесь?
- Я начал заниматься им уже достаточно давно. Сценарий к фильму «Жизнь и гибель Александра Грибоедова» был написан более двадцати лет тому назад. Но мы не могли приступить к съемкам из-за войны в Карабахе. Дело в том, что, хотя об этом мало кому известно, Карабах заселил именно Грибоедов, привезя туда 40 000 армянских семей, которых он вывел из Персии. Пока мы писали сценарий, двое наших сотрудников защитили диссертации на эту тему - настолько подробно мы изучали исторические материалы. В процессе было сделано немало удивительных открытий. Кроме всего прочего, мы доказали, что убийство Грибоедова - это не дело рук мусульман, как утверждалось раньше, а спланированное англичанами хладнокровное устранение человека, мешающего им добраться до Шелкового пути. Это уже будет не фильм, а сериал, состоящий из 20 серий. Но внутри него заложен и фильм для большого экрана.
Виктория ТРЕТЬЯКОВА
banner

Советуем почитать