• пятница, 19 Апреля, 11:29
  • Baku Баку 13°C

Удар под дых

07 февраля 2015 | 12:26
Удар под дых

ЭКСКЛЮЗИВ
Интервью с доктором философии по политическим наукам, журналистом-исследователем, сотрудником Университета Эрзинджан (Турция) Гафаром Чахмаглы
- Гафар муаллим, вы готовитесь писать докторскую диссертацию. Какова ее тема?
- «Армянский вопрос» - тема и предыдущей моей диссертации, и монографии «По следам «армянского вопроса». Тема докторской диссертации - «Армянский вопрос» в турецких и армянских источниках: 1920-2015» - утверждена в Институте истории Национальной академии наук Азербайджана. «Армянский вопрос» в моем понимании является концепцией, и его как составную часть «восточного вопроса» поставили в XIX веке и в искусственном порядке сделали его дежурной мировой темой. Армяне не довольствовались созданием армянского государства в 1918 году, предъявляя претензии по поводу нерешенности «армянского вопроса». Для актуализации этого вопроса - как в СССР после 20-х годов XX века, так и в Европе - армяне совершали свои гнусные деяния. Их акты террора служили этой цели, армянская организация «Немесис» составила список людей, подлежащих физическому уничтожению из-за их деятельности против армянского народа. Например, в Берлине в 1921 году армяне убили Талят пашу, в 1922 году - Бейбутхана Джаваншира и других видных тюркских государственных деятелей. В своей работе я обязательно затрону решения международных конференций в Лозанне и Севре. Кстати, армяне ссылаются на решения последнего форума. Затрону я и тему того, как Ататюрк относился к «армянскому вопросу». Позже для сохранения актуальности этого вопроса в Европе армяне сформировали идеологии «андроникизма», «теохроникизма». Моя работа будет построена на этих темах и охватит период до 2015 года, так сказать, до столетия авантюры под названием «геноцид армян».
- Перефразируя известное выражение, можно сказать, что история армян - история террора. Кстати, на днях прочел об убийстве армянами Виктора Поляничко - бывшего второго секретаря Компартии Азербайджана, руководителя Республиканского оргкомитета по Нагорному Карабаху…
- Армяне всегда прибегали к террору, фальсификации и другим мерзким деяниям. И Поляничко был убит для сохранения актуальности «армянского вопроса». Дескать, убитый защищал интересы Баку, хотя он выполнял миссию человека центра, Москвы. Это и другие убийства людей, акты террора, как, например, в аэропорту Орли в Париже, приводящие к смерти ни в чем не повинных людей, являются месседжем всему миру о том, что «мы, армяне, продолжим борьбу с турками». Ведь ликвидацией трех-пяти человек не нанесешь существенного ущерба противнику, а вот актуализировать вопрос - пожалуйста.
- И как же армяне готовятся к столетию своей авантюры - 24 апреля?
- Готовились они основательно, но, чувствую, в последнее время у армян наблюдается упадок духа. Года два назад они создали комиссию во главе с президентом страны для проведения юбилея «геноцида». Перед хорошо известными как в Армении, так и за его пределами членами комиссии были поставлены конкретные задачи. Главной целью всей этой затеи является осуждение Турции, стремление заставить ее и мировое сообщество признать «геноцид». После его признания от армян последуют территориальные претензии, требование возвращения на «свои земли» и получения компенсации в размере 300-400 млрд. долларов. Армения разослала руководителям многих государств мира приглашение принять участие в мероприятиях 24 апреля. Однако Турция одним своим решением нанесла сокрушительный удар по армянским планам. Анкара объявила всему миру и пригласила государственных лидеров на празднование столетия победы в битве при Чанаккале. Армения попала в непростое положение: если лидер какой-то страны поедет в Ереван, отклонив приглашение Турции, то Анкара пересмотрит свои отношения с этой страной. Вес Армении и Турции на международной арене не одинаков несопоставим. Турция - большое государство, поддерживающее отношения со многими державами мира. Я чувствую перемену в их настроениях, например, та же Германия, которая признала вымышленный «геноцид», на днях официально заявила, что в событиях 1915 года должны разбираться историки. А ведь Германия - один из лидеров Европы, поэтому, убежден, и другие европейские страны скорректируют свои позиции, пойдут по немецкому пути. Потому-то и пали духом армяне, поняв, что они своим апрельским шоу не достигнут ожидаемых результатов.
- До 24 апреля осталось не так уж много времени…
- Армяне продолжают запланированную пропагандистскую работу - снимают фильмы, пишут книги, печатают брошюры соответствующего характера, проводят конференции… Такими делами армяне и раньше занимались, просто ныне больший размах, на это выделено больше средств. Должен отметить, что идею празднования 24 апреля столетия победы при Чанаккале, как ни странно, пару месяцев назад на одной солидной конференции в Турции озвучил я (оба смеемся - Авт.). Да-да, но я не утверждаю, что эту идею подхватили именно благодаря моему предложению, - в Турции в этой области достаточно своих специалистов.
- Кстати, о духе армян. Хватит ли его для признания «НКР» в год столетия «геноцида»?
- Думаю, духа у них не хватит. Вопрос признания Карабаха - не простой. В Армении думают, что в случае признания страна окажется в изоляции, ибо на картах, в документах ООН и так далее «НКР» указывается как территория Азербайджана. Это похоже на агрессию России в отношении Украины и введение антироссийских санкций. Армяне боятся аналогии, и у них не хватит смелости признать Карабах. Но они стараются, чтобы в мире было несколько фактов признания «НКР», и добились своего.
- Что вы имеете в виду?
- Его признание произошло не со стороны какого-то государства, а его провинциальных парламентов. Точно так же трагедия в Ходжалы признана провинциальными парламентами некоторых стран. Это вовсе не означает признания Ходжалинского геноцида на международной арене. Даже дружественные нам государства официально именуют Ходжалинский геноцид «резней». Для признания геноцида нужно соответствие Женевским конвенциям: должно быть решение виновного государства о полном истреблении людей по национальному, религиозному, расовому и другим признакам. В случае Ходжалинского геноцида соответствующего решения не было, в чем и состоит сложность его международного признания.
- Каков тренд армяно-российских отношений?
- После расстрела армянской семьи в Гюмри в этих отношениях возникла напряженность, но обе стороны не хотят ее углублять. Хотя некоторое время россияне не могли покидать пределов своей военной базы. В российских СМИ опубликованы серьезные, жесткие антиармянские статьи. В частности известные политологи Сергей Марков, Модест Колеров писали о том, что «это мы вам создали государство, у вас не было своей столицы, Ереван (Иреван - Ред.) был одним из азербайджанских городов».
- То есть армянам была дана команда: не рыпайтесь, сидеть!..
- Да. И Армения испугалась, что если Москва откажется стоять за ее спиной, то она окажется в полной изоляции. Эту страну Европа не приемлет из-за ее диктаторского режима и отсутствия демократии. Смена власти в Армении происходит по согласованному сговору: на место Сержа Саргсяна хотят посадить другого преступника - Сейрана Оганяна. И на эту замену получено «добро» от Кремля.
- Хотел бы затронуть ирано-армянские отношения. Если бы Тегеран проводил в отношении Еревана такую же политику, как Анкара, то Баку был бы в выигрыше…
- Это невозможно по известным причинам - в иранском Южном Азербайджане проживает 35 млн. азербайджанских тюрков. Если Тегеран подружится с Баку и Анкарой, то в Южном Азербайджане может начаться национальное движение, что может привести к распаду Ирана. Эта страна открыто помогает нашему недругу, спасает Армению. В Иране глаголют об исламской солидарности и в то же время спасают христианскую Армению, оккупировавшую земли Азербайджана. Тегеран чуть ли не силой привлекает Ереван в свои энергопроекты, отношения между этими странами стабильно хорошие. Вопрос Карабаха давно был бы решен, не будь Иран так лоялен к Армении. Одной из стран, на которую может положиться наш недруг, является Иран…
- Мы своей антииранской риторикой напугали Тегеран в год правления НФА. Но ведь с тех пор много воды утекло, отношения Баку-Тегеран нормализовались, а за последний год даже пошли в гору...
- Как говорят англичане, у государств не бывает постоянных друзей и постоянных врагов, у них бывают свои интересы. Иран блюдет свои интересы, и мы не можем требовать от него свертывания отношений с Арменией. В то же время должен отметить добрые жесты Тегерана - он всегда утверждал, что Карабах является территорией Азербайджана. И не прибегая к термину «оккупация», Иран отмечает незаконность вступления армянских вооруженных сил в Карабах и контроля над ним. Тегеран даже предлагает свои посреднические услуги для мирного урегулирования проблемы. Однако мирный путь решения играет на руку армянам, ибо они спокойно сидят на захваченных землях, и им, конечно же, необходим мир. Нас также принуждают к миру, но в случае нашего согласия мы не возвратим свои территории.
- Значит, потепление отношений с Ираном за последний год нам ничего не дало? Для сравнения напомню, что Турция, Саудовская Аравия, Пакистан, Узбекистан и другие мусульманские страны из-за Карабаха не установили дипотношения с Арменией…
- И правильно сделали. Какие были у нас отношения в 1993 году, таковы они и сейчас. Положение иранских азербайджанцев, входящее в круг наших интересов, не претерпело изменений - у них нет своих школ, учебников, СМИ… Получается, Иран не дорожит отношениями с нами.
Лятиф ШАМХАЛ
banner

Советуем почитать