• четверг, 28 Марта, 19:35
  • Baku Баку 13°C

Станет ли Днепр границей

30 января 2015 | 13:56
Станет ли Днепр границей

ВЗГЛЯД
Обстановка на юго-востоке Украины продолжает ухудшаться с каждым днем. Бойцы самопровозглашенных республик продолжают начатое ранее наступление на позиции войск, остающихся верными официальному Киеву.
За последние дни сепаратистам, хотя они и не добились ощутимого успеха в виде глубокого прорыва или разгрома крупной группировки противостоящей стороны, все же удалось занять несколько населенных пунктов и две стратегически важные высоты. В настоящее время основные бои идут на подступах к городу Дебальцево. Мятежники уже несколько дней пытаются окружить группировку украинских войск в районе этого города, но войск там не мало, они хорошо укрепились и потому в настоящее время вместо «котла» получился только «карман».
Несомненно, что украинские войска будут оказывать ожесточенное сопротивление наступающим отрядам сепаратистов, так как еще одно окружение и разгром группировки войск в Дебальцево наподобие того, что уже имело место летом в районе Иловайска только в еще больших масштабах, станет настоящей трагедией для Вооруженных сил Украины. Это поражение окончательно подорвет и без того не высокий моральный дух в войсках, население разуверится в способности официального Киева добиться победы и восстановления территориальной целостности, что может привести и к смене власти.
Для мятежников же эта победа наоборот будет только способствовать подъему морально-боевого духа и продемонстрирует их умение добиваться побед в очень не легких условиях. В силу этого, сепаратисты стягивают сейчас к Дебальцево все имеющиеся войска, снимают их с других направлений. Поэтому были приостановлены все активные боевые действия на прочих фронтах, в том числе и наступление на Мариуполь. Все брошено под Дебальцево, где сейчас решается многое.
Помимо этого, не прекращается война на информационном и дипломатическом фронтах. Так, на днях, Верховная Рада приняла документ, в котором признала Россию агрессором, а «ДНР» и «ЛНР» - террористическими организациями.
В то же время продолжается давление на Россию со стороны Запада. Помимо призывов вывести войска из Украины и способствовать прекращению огня в Донбассе, ПАСЕ накануне на январской сессии приняло решении о лишении российской делегации права голоса до апреля. Делегация РФ ответила на это демаршем, покинув заседание ПАСЕ и отказавшись принимать участие в ее работе до конца года.
Свою оценку нынешней ситуации на юго-востоке Украины и перспективам ее развития в интервью газете «Каспiй» дал известный российский политолог Дмитрий Москвин.
- Как известно, ситуация на юго-востоке за последнюю неделю резко обострилась, сепаратисты перешли в наступление, которое развивалось вполне успешно, появилась возможность Дебальцевского котла. В чем причины этого наступления и чем оно завершится?
- Если рассматривать восточную Украину как площадку для решения глобальных политических вопросов между основными игроками мировой политики, то обострение ситуации здесь - это попытка одной из сторон форсировать достижение желаемого результата. К концу 2014 года начинало казаться, что ситуация может перейти в фазу затяжного вялотекущего конфликта. То есть стать аналогом Нагорного Карабаха или Приднестровья. Но поскольку изначально вся ситуация была спровоцирована внешними факторами, допустить подобный исход не в интересах «режиссеров». Сейчас идет шантаж, ценой жизней мирных граждан и нарастанием ксенофобии и нестабильности внутри России и Украины.
Чем это все может завершиться? Можно давать только условные прогнозы. Версия очень плохая - закончится полномасштабной военной операцией на территории Украины и приходом с Запада войск НАТО. Днепр станет линией разграничения. Это катастрофа для всех. Сценарий плохой: будет продолжаться шантаж Россией Запада через наступление в пределах Донбасса, но в любой момент может случиться что-то непредвиденное. И тогда включается очень плохой сценарий. И, наконец, умеренный вариант: нервы накалены до предела у всех, поэтому у кого-то они сдадут раньше и будет предложен компромисс. Например, ЕС предлагает дорожную карту без учета интересов США.
- На днях Сергей Иванов заявил, что бои на юго-востоке Украины будут продолжаться до тех пор, пока Киев не начнет прямых и официальных переговоров с представителями ЛНР и ДНР.
- Подобную позицию озвучивает определенный круг радикально настроенных экспертов в России. Это еще раз подчеркивает характер противостояния в восточной Украине - шантаж и решение вопросов большой политики основными глобальными игроками. Иллюстрация к хрестоматийному принципу «война есть продолжение политики иными средствами». Россия готова идти ва-банк, по крайней мере, демонстрирует это регулярно. Вознамерившись превратить Украину на долгое время в пространство политической нестабильности, она настаивает не просто на переговорах с представителями ЛНР и ДНР, но и на возобновлении обсуждения вопросов о федерализации.
Но зачем Кремлю федерализированная Украина? Только для того, чтобы несколько лет было потрачено на перестраивание политической системы и за счет этого создание возможностей для России влиять на региональные процессы и шантажировать таким способом Киев. Думаю, что украинское руководство хорошо это все понимает и держит удар, насколько хватает сил. Другое дело, что сил может не хватить. Но и тогда в глазах мирового сообщества происходящее в Украине останется, чуть ли не отражением «Исламского государства» в Европе.
- Наряду с этим мы видим, что Запад и не думает ослаблять санкции против России, а обещает их только усиливать. Однако санкции не оказывают требуемого влияния на позицию Москвы по Украине. Почему так происходит: может, санкции недостаточно суровы или необходимо что-то иное для ощутимого воздействия на Кремль?
- В истории санкции ни разу не завершались отказом руководства страны, против которого они вводятся, от своей политики. Санкции сильно бьют по экономике, формируют новые очаги внутреннего недовольства, заставляют режим трансформироваться в откровенно авторитарный. Вся эта эпопея с санкциями демонстрирует, что в мире нет никаких других действенных ненасильственных механизмов воздействия. Не работают ни ООН, ни ОБСЕ, ни один региональный институт по обеспечению безопасности, бессильно НАТО.
За санкциями скрываются менее формальные способы воздействия: российские политики перестали быть уважаемой частью мировой элиты, формируются списки персон нон-грата, начались проверки финансовых операций, в медийном пространстве страна представлена в негативном ключе. В совокупности все то, что за год свалилось на Россию, весьма ощутимо на уровне любого ее гражданина. Думаю, западные политики это хорошо осознают, но оставляют возможности для Кремля отыграть назад.
- Ваша оценка произошедшего в ПАСЕ, когда российская делегация сама покинула ПАСЕ до конца года. На что был направлен этот демарш?
- Обсуждать, что и почему делают российские депутаты - это уже давно в России дурной тон. В принципе парламентарии во всех странах люди достаточно скандальные, а хлопать дверями - это привычная парламентская практика. Поэтому по форме ничего экстраординарного в ситуации с покиданием россиянами ПАСЕ я не вижу.
А вот по содержанию ситуация печальная. Она спровоцирует очередную волну антиевропейской риторики, может привести к постановке вопроса о выходе России из Совета Европы. Ничего, так сказать, хорошего. Надо дорожить любыми площадками международной коммуникации и пользоваться ими для озвучивания своего мнения. Впрочем, весьма странно там будет выглядеть депутат парламента, голосующий за признание «аннексии ГДР» или отмену итогов какой-нибудь войны в прошлом. Российские депутаты сами себя превращают в европейских маргиналов.
- Недавно Верховная Рада Украины признала Россию агрессором, а ДНР и ЛНР - террористическими организациями. Ведь это же будет только мешать переговорному процессу…
- Украина ищет способы защиты. Принятые Радой решения необходимы для того, чтобы спровоцировать аналогичные решения на уровне ЕС, ООН и других межправительственных организаций. Думаю, что сейчас задача украинского руководства окончательно глобализировать конфликт в восточных регионах и четко обозначить врагов и виноватых. Самостоятельно Украина справиться не может, поэтому в ход идет все сподручное. Я вообще слабо представляю, как может выглядеть переговорный процесс, когда одна из сторон не признает легитимность второй.
- Наблюдая за ситуацией в Украине, мы видим, как в охваченных войной районах страны был введен режим ЧС, а с другой стороны мобилизация в ряды ВСУ проваливается даже на Западе. Как же тогда Киев собирается сопротивляться наступлению сепаратистов и разбивать их?
- Киевское руководство хорошо понимает, что Украина превращена в доску для серьезной шахматной партии. Собственной альтернативы Киев не формулирует, упираясь на то, что «все должно быть так, как было раньше». Поэтому и население Украины инертно настроено к происходящему. Для Украины всегда Донбасс и Крым были капризными, вечно требующими привилегий регионами. За четверть века независимости Украины это стало привычно.
Поэтому нужны очень веские аргументы и амбициозный план, чтобы расшевелить украинское общество и заставить его встать на защиту территориальной целостности. Поле для маневров у Порошенко еще есть, но время играет против него. Единственным, кто примет реальное и окончательное решение по Украине, будет Кремль. И страшно представить, на основании каких иллюзий и веры в какие ценности он действует весь этот год.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать