• пятница, 19 Апреля, 20:53
  • Baku Баку 24°C

Первая встреча

23 января 2015 | 17:05
Первая встреча

РЕГИОН
В столице Великобритании Лондоне состоялось международное совещание по борьбе с угрозами, исходящими от террористической группировки «Исламское государство» (ИГ).
Создаваемая Западом коалиция провела «первую общую встречу» с целью планирования следующего этапа борьбы с боевиками ИГ, оккупировавшими значительные территории Сирии и Ирака, на которой были представлены все континенты. Мероприятие, кроме всего прочего, обозначило круг стран, готовых поддерживать США во что бы то ни стало - тут и основная ударная сила Евросоюзовцев с НАТО, а также Австралия, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Катар, Кувейт и ОАЭ с Саудовской Аравией.
Без оптимизма
Как и предполагалось, сопредседателями сессии были госсекретарь США Джон Керри и глава британского МИД Филип Хаммонд. По словам британца, ключевые, активные участники коалиции, включая арабских партнеров, собрались в Лондоне, чтобы принять дополнительные меры для разбития наголову так называемого «ИГ». «Потому жизненно важно, чтобы мы рассмотрели дополнительные шаги, которые нам необходимо сделать, дабы справиться с проблемой иностранных боевиков, подавить потоки финансирования ИГ, нарастить гуманитарное содействие и продолжить нашу скоординированную военную кампанию», - добавил глава МИД Великобритании.
Но оптимизма в словах дипломата не прослеживалось, поскольку международная коалиция, созданная по инициативе США, аж с 5 сентября прошлого года без толку грозится уничтожить квази-государство. Однако до сегодняшнего дня единого фронта борьбы с ИГ нет, а с группировкой борются правительственные войска Сирии и Ирака, международная коалиция во главе с США (наносит удары с воздуха), а также иракские и сирийские курды. Поэтому в действительности в течении 4-5-ти месяцев коалиции удалось лишь «остановить наступление ИГ». В результате боевых действий несколько тысяч мирных жителей погибли, сотни тысяч стали беженцами и еще несколько тысяч находятся в заложниках у террористов.
Новый премьер-министр Ирака Xейдар аль-Абади оказался ничуть не лучше предыдущего (Нури аль-Малики). В иракской армии царит хаос, а Иран шаг за шагом берет страну под свою власть.
При этом Вашингтон ни в коем случае не собирается посылать в Ирак дополнительные войска (кроме тех трех тысяч, которые были отправлены недавно). Бомбардировки уничтожающие больше мирных жителей, чем боевиков ИГ, скорее всего будут продолжены в надежде, что они принесут больше пользы, чем вреда.
Сотрудничать уже не с кем
Что касается Сирии, Вашингтон декларирует поддержку умеренной оппозиции, но в реальности сотрудничать уже не с кем. Не исключено, что коалиции придется создавать в Сирии новую повстанческую армию с нуля, если она вообще сумеет ее создать.
Тем не менее некоторые обозреватели с оптимизмом указывают на нарастающую активизацию военных мер Запада в борьбе с ИГ. К примеру, ожидается, что в конце марта британские военные советники начнут подготовку бойцов так называемой «умеренной сирийской оппозиции», чтобы те могли эффективно противостоять боевикам террористического образования.
Сильная озабоченность
Впрочем, на фоне недавней серии терактов в Париже, резко выросла озабоченность Запада не столько по поводу борьбы с ИГ, сколько, прежде всего, с террористической сетью Аль-Каида. По оценкам ряда экспертов, нападение на редакцию парижского еженедельника «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo) обозначило появление новой, «гибридной» модели терроризма, к которой на Западе не были готовы. По признанию пресс-секретаря МИД Турции Танжу Бильгича из страны уже депортировано более тысячи иностранцев, которые пытались нелегально пересечь границу с Сирией и что около 8 тысяч человек из 90 стран пытаются присоединиться к ИГ. И, что хуже всего среди них немало профессиональных военных.
Так например, накануне появилось сообщение о том, что по меньшей мере десять бывших французских военных прониклись идеями исламизма и вошли в состав радикальных группировок, отправившись в зоны боевых действий в Сирии и Ираке. Эти сведения отчасти подтвердил министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан, оговорившись, что подобные случаи представляют «исключительную редкость».
Среди перешедших к боевикам французских военных имеются бывшие военнослужащие иностранного легиона, десантных и инженерно-саперных подразделений. Причем среди них оказываются не только «наследники арабо-мусульманской культуры», но и коренные французы, пришедшие в ислам.
Вот еще один пример. Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп заявила, что около 180 австралийцев сражаются на стороне ИГ в Сирии и Ираке или поддерживают их, находясь на австралийском континенте.
Существует расхожее мнение, что все, что в мире происходит, организовано спецслужбами США. Но это далеко не так. Надо сказать, что ИГ - это совершенно новое явление. И оно гораздо более сложное, чем «Джабхат-ан-Нусра», или другие организации такого рода, уже знакомые наблюдателям. Это феномен политического джихада, тогда как раньше джихад носил теологический характер.
Так «Джабхат-ан-Нусра» практиковала теологический джихад, который представлял собой просто борьбу со злом (так его представляли члены этого движения). Чтобы зло было побеждено, а справедливость восторжествовала, необходимо установить шариат как систему законов, ведущих к справедливости.
Политический джихад
ИГ - это переход к политическому джихаду, который ставит неделимую цель - создание единого мусульманского государства - Халифата. Кроме того, эта организация бросает вызов глобальной мировой системе. И на этом пути ИГ удалось объединить против себя 40 очень разных субъектов, что уже является серьезным достижением.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» востоковед-арабист, дипломат, политолог, бывший Государственный Советник Азербайджанской Республики по внешним сношениям, президент Фонда политических исследований государств каспийского региона Вафа Гулузаде, ситуация вокруг ИГ очень серьезна, и трудно сказать, каков будет исход военной операции США и их союзников:
- Вопрос «можно ли одержать военную победу над ИГ?» будет решаться на поле боя, - отметил политолог. - Движение неслабое - в нем участвуют сунниты Ирака, Сирии, а теперь к ним присоединились и их единоверцы из Йемена. В него вовлекаются большие массы из арабских и других мусульманских стран, из Европы, так как движение суннитское, а большинство мусульман, как известно, сунниты. ИГИЛ не слабее, чем движение Талибан, которое, кстати, может присоединиться к нему - в Афганистане и Пакистане проживает огромные массы суннитского населения. Здесь возможно только военное решение - политический диалог с ИГ невозможен. Здесь нет политического решения, потому что ИГ - это движение, потерявшее веру в возможность переговоров с Западом, и поэтому оно идет на ужасные теракты, которые, в конечном счете, вредят им самим. Но они провозгласили - «Победа или смерть!».
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать