• пятница, 19 Апреля, 04:39
  • Baku Баку 18°C

Успех - не лотерейный выигрыш

27 декабря 2014 | 13:45
Успех - не лотерейный выигрыш

ТАЙМ-АУТ
Азербайджанский волейбол XXI века смело можно назвать одним из самых неординарных явлений современного спорта. Почему? - спросите вы. И я охотно отвечу. С начала 2000-х годов громкие победы женских клубов и сборной мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наш женский волейбол уважаем спортивным сообществом от Рима до Аляски и заслуженно входит в элиту мирового спорта, а потому немудрено, что имена лидеров «милли» знает у нас и стар и млад.
А теперь назовите мне хотя бы одного члена мужской волейбольной сборной. Или ее капитана... Задумались?
В причинах этого несоответствия читателям газеты «Каспiй» поможет разобраться один из самых уважаемых отечественных наставников, старший тренер молодежной сборной Азербайджана Джалил Бахтиозин.
- Итак, Джалил Тамирланович, в чем причина данного несоответствия?
- Чтобы разобраться в этом вопросе, или, как вы изволили заметить, несоответствии, необходимо сделать небольшое отступление, так сказать, экскурс в историю. Вы не против?
- Я только «за».
- В таком случае хочу напомнить, что женский и мужской волейбол имеет в Азербайджане славные традиции. И клубы, и сборные неплохо выступали во времена Союза и котировались довольно высоко. Взять, к примеру, Кубок СССР, завоевание которого было сродни подвигу. Конкуренция там была просто жесточайшая. Тем не менее и мужские, и женские наши коллективы завоевывали этот трофей.
- Вспомнилось интервью экс-тренера мужской сборной СССР Вячеслава Платонова (1977-1985). Он утверждал, что легче было дойти до финала Кубка европейских чемпионов, чем до финала Кубка СССР.
- А ведь он прав, именно так все и имело место быть. Сильные команды из Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и буквально из всех республик огромной державы. И у каждой свой стиль, манера, сильные и слабые стороны.
Но мы немного отступили от основной темы. Как я уже сказал, наши женский и мужской волейбол были примерно равны. Другое дело, что благодаря Инне Рыскаль женскому волейболу уделялось чуть больше внимания со стороны СМИ. И немудрено, ведь нашу прославленную землячку до сих пор называют волейболисткой №1 в истории мирового волейбола.
- И вполне заслуженно.
- Конечно же, заслуженно - тут двух мнений быть не может. Так вот, оба этих волейбола были развиты примерно одинаково. Спад пошел в конце 80-х, а после был развал СССР, приход к власти Народного фронта, повсеместный упадок. Спорт не стал исключением, и многие в те годы вынуждены были уезжать на заработки в Турцию, Иран и другие страны. Помните?
- Помню.
- С возвращением к власти общенационального лидера Гейдара Алиева Азербайджанская Республика стала приходить в себя, жизнь начала налаживаться, а с назначением Ильхама Алиева главой Национального олимпийского комитета стал возрождаться и спорт. Благодаря наступившей стабильности спортсмены и тренеры предпочли вернуться на родину. Среди них был и Фаиг Гараев, долгие годы успешно работавший в Турции. Но дело в том, что специалистов его уровня у нас больше не было. Возникла дилемма: либо женский, либо мужской волейбол. Он, как известно, выбрал женский. Поступи он иначе, сегодня мы наверняка говорили бы о сильном мужском волейболе и о том, как реанимировать женский.
- Так могут ли мужчины повторить успех женского волейбола?
- Могут! Сегодня немало слов сказано о высоком рейтинге азербайджанского женского волейбола. Но ведь успех этот не пришел из ниоткуда. Это, друг мой, не лотерейный выигрыш, а результат грамотной, слаженной и планомерной работы команды специалистов. И учтите, что любое спортивное начинание в Азербайджане поддерживается со стороны Национального олимпийского комитета. Поэтому верю, что в скором времени наш мужской волейбол громко заявит о себе.
- И что нужно предпринять, чтобы реанимировать азербайджанский мужской волейбол?
- Прежде всего необходимо сильное внутреннее первенство. Фундамент успеха любой сборной - это сильный чемпионат страны. Как раз вчера началось знаменательное для отечественного спорта событие: впервые за много лет стартовал чемпионат Азербайджана среди мужских клубов. В нем принимают участие шесть команд - «Няглият», «Военная Академия», «Банк Экспресс», «Сумгайыт», «Нефтчи» и «Масаллы». Они разделены на две группы, по три коллектива в каждой. Одна из групп начала матчи 19 декабря в Баку, вторая стартует 24 декабря в Масаллы.
- Помнится, летом 2012 года вы говорили, что необходим клуб, по большей части укомплектованный игроками «милли».
- Помню, говорил. Но руководство федерации решило разбросать сборников по командам. Мне это решение кажется верным, ведь при таком сценарии уровень команд будет приблизительно равным. А для развития волейбола, как я уже говорил, необходимо сильное и конкурентоспособное внутреннее первенство.
- Тем не менее молодежная сборная страны, с которой вы работаете, базируется на «молодежке» клуба «Няглият». Не боитесь, что со временем сборная Азербайджана и «Няглият» станут синонимами, а имя чемпиона страны будет известно уже на старте сезона?
- Нет, абсолютно не боюсь. Хотя бы потому что для прохождения службы ребята будут уходить в «Военную Академию», то есть как минимум два сильных клуба мы уже имеем. Да и на практике, я уверен, не возникнет таких тупиковых ситуаций.
- Правда ли, что во времена СССР сборная Азербайджана базировалась в клубе «СКА»?
- Правда. Я, Фаиг Гараев, Александр Червяков и Игорь Кутуков защищали цвета СКА, откуда привлекались в сборные Азербайджана и СССР. А еще хочу обратить ваше внимание на преемственность в отечественном волейболе. Сегодня цвета «Нефтчи» и «милли» защищают Алексей Червяков и Вадим Кутуков, сыновья соответственно Саши и Игоря.
- А есть ли в нашей сборной игроки международного класса?
- Да, есть. Червякова я уже упомянул, а еще отмечу Вугара Байрамова, который выступает сейчас за египетский клуб, и Дмитрия Ободникова.
- Дмитрий Ободников - натурализованный уроженец Грузии. Есть ли еще кандидаты на обретение азербайджанского гражданства?
- Честно говоря, у меня нет подобного рода информации.
- Поклонники женских клубов нередко жалуются на большое количество легионеров.
- Ну, вы же знаете, что это обычная мировая практика. Для быстрого достижения цели команды приобретают сильных игроков из-за рубежа. Им этого не запретишь, они вправе распоряжаться финансами по собственному усмотрению.
- В таком случае логично предположить, что и мужские команды будут пестрить иностранными именами.
- Предположить-то можно, но на практике не все так очевидно. А все потому, что мужской волейбол требует намного больше затрат. Больше в 5-6 раз. Вот по этой причине мужские дружины предпочитают делать ставку на местные кадры.
- Как вы относитесь к разговорам о необходимости внедрения лимита на иностранцев?
- На самом деле тема легионеров - это палка о двух концах. О ней можно говорить часами и все равно не прийти к единому мнению. Каждый останется при своем. Лично я ставлю во главу угла профессионализм человека, а не его гражданство. Ведь не секрет, что мировые звезды привлекают зрителей, прессу и ТВ. Как специалист я выступаю за приезд звездных спортсменов. Другое дело, чтобы они не мешали, а наоборот, способствовали становлению местных кадров.
- Так вы за или против введения лимита?
- Я выступаю за введение лимита. Можно внедрить иранскую модель, при которой на площадке могут находиться не более двух иностранцев.
- Поговорим о мужской сборной, руководимой турецким тренером Бюлентом Карслыоглу. Задача №1 - удачное выступление на первых Евроиграх «Баку-2015»?
- Да. Команда уже начала подготовку к Евроиграм, и она в самом разгаре: по плану у команды учебно-тренировочные сборы в Турции и Иране, а также участие в нескольких турнирах.
- Большое спасибо за интересную беседу.
Мурад МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать