• четверг, 25 Апреля, 11:40
  • Baku Баку 14°C

Таможенные узы

10 декабря 2014 | 12:55
Таможенные узы

КОММЕНТАРИЙ
Турция может выйти из таможенного союза с ЕС, если ее интересы не будут учитываться во время переговоров Евросоюза и США о свободной торговле, заявил журналистам президент SOCAR Turkey Enerji (турецкое подразделение SOCAR) Кенан Явуз.
В частности, он подчеркнул, что членство в таможенном союзе ЕС наносит ущерб экономическим интересам Турции. Это не первый выпад в сторону Запада - в начале ноября министр по вопросам отношений с Евросоюзом Волкан Бозкыр во время визита в Норвегию сообщил, что зона свободной торговли между ЕС и США сделает турецкий рынок незащищенным.
При заключении в 1995 году соглашения о таможенном союзе Турции с Евросоюзом в него не была включена статья о том, что соглашения между ЕС и другими странами не распространяются на Анкару.
Корень зла
Поэтому страны с режимом свободной торговли с Евросоюзом могут экспортировать в Турцию товары с нулевой таможенной ставкой. Это значит, что если американские товары будут поступать на турецкий рынок беспошлинно, это может привести к падению ВВП Турции на 3-4% (на $2,5-3 млрд. в год) и ее незащищенности
С другой стороны, Турция долгие годы безуспешно «стучится» в двери Евросоюза - впервые она обратилась с заявкой на ассоциированное членство в Европейское экономическое сообщество 31 июля 1959 года, затем было предпринято еще несколько попыток, но дальше экономического сближения дело не пошло. Официальное заявление на вступление в ЕС было подано 14 апреля 1987-го, однако понадобилось 12 лет, чтобы получить статус кандидата на саммите Хельсинки в 1999 году. Официальный ответ европейцев был более чем туманным, ибо в нем говорилось, что можно принять эту страну, но не раньше среднесрочной перспективы (40-60 лет и больше). Тем не менее, следствием шага, предпринятого Турцией, стало возобновление процесса постепенного снижения таможенных пошлин в отношении стран Евросоюза и адаптации к Единому внешнему тарифу ЕС.
Однако таможенный союз и членство Турции в Евросоюзе оказались разделены во времени. Действие таможенного союза распространяется на промышленные товары, доля которых в двусторонней торговле составляла более 90%. Следовательно, с учетом значительно возросшего после 1996 года дефицита Турции в торговле со странами ЕС, последние еще до получения Турцией статуса его официального члена начали активно использовать режим свободной торговли для расширения своего присутствия на рынке Турции.
Европейские противники вступления братской страны в ЕС утверждают, что Турция не соблюдает ключевых принципов, ожидаемых от либеральной демократии, таких как свобода слова. Помимо этого, значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединению к ЕС семидесятимиллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населенной страной Европы к 2020 году, обогнав даже Германию.
В то же время в ЕС опасаются, что членство Турции может затронуть дальнейшие планы расширения, в особенности, увеличив число желающих вступить в нее стран. Кроме того, некоторые возражают вступлению страны, являющейся в большой степени мусульманской. В 2004 году будущий председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей заявил: «Турция - не часть Европы и никогда не станет ее частью. Расширение ЕС за счет Турции не может быть приравнено к любым расширениям, имевшим место в прошлом. Универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства - такого, как Турция».
Еще одной проблемой на пути Турции в ЕС является греко-турецкий конфликт. Евросоюз и большинство стран мира считают северную треть Кипра частью Республики Кипр. Однако de facto эта часть острова контролируется правительством Северного Кипра, признанным Турцией. Последняя, в свою очередь, не признает правительство Республики Кипр. Инициированный ООН план Аннана по объединению острова был поддержан ЕС и Турцией. Проведенные в апреле 2004-го референдумы дали противоположные результаты по частям острова: будучи поддержанным турками-киприотами план был отвергнут киприотами-греками.
Нужно ли членство вообще?
Короче, Евросоюз не желает видеть Турцию в своих рядах, но готова ли и хочет ли этого она сама? Ее властям очень сложно убедить народ в том, что государство с восьмипроцентным экономическим ростом обязано вступить в структуру, где этот рост чуть ли не на нуле, не говоря уже о ее долговом кризисе. Турки понимают, что если завтра они войдут в Евросоюз, то им придется платить за Грецию, делиться, подписываться под разнородными обязательствами финансового, политического, экономического характера и так далее.
Между тем сегодня Турция у себя играет роль региональной державы и выступает в качестве достаточно самостоятельного игрока, ее действия в регионе Ближнего Востока практически не обговариваются с Евросоюзом. Конечно, Турция входит в НАТО и является ключевым представителем Североатлантического альянса в регионе, но там уже речь идет о США.
Как отметил в интервью газете «Каспiй» депутат Милли Меджлиса Вахид Ахмедов, в последнее время в мире идут такие политические процессы, которые трудно анализировать и давать какие-либо прогнозы.
- Кому бы пришло в голову, что между Турцией и Россией может быть заключен контракт по газовому проекту и транспортировке российского газа по территории Турции в Европу, - отметил парламентарий. - Это было полной неожиданностью - для экспорта российского газа был разработан проект «Южный поток», на реализацию которого было затрачено около 4 млрд. рублей. Тем не менее такой проект (между Турцией и Россией) был подписан.
Турция в последнее время стремится к проведению независимой политики и действует независимо. С другой стороны, Турция член НАТО, являясь союзницей европейских стран и США. Политическая панорама мира меняется, меняются центры силы, но Турция проводит независимую политику.
В то же время Турция уже много лет хочет вступить в ЕС, куда ее не пускают, с помощью надуманных проблем. Но я не верю, что Турцией будет предпринят серьезный шаг в этом направлении. И не думаю, что Турция выйдет из Таможенного союза ЕС. Потому что Турция имеет тесные экономические и политические связи с этими странами.
Подобные заявления носят превентивный характер. В политике нередко выступают с подобными заявлениями, чтобы предотвратить какие-либо шаги. Считаю, что в последнее время Турция как государство стремится к проведению независимой политики. Свидетельством этому является подписание газового соглашения (с Россией) на фоне событий в мире, в Украине.
Турция большая, могущественная держава и с ней следует считаться. Страны Европы и США понимают, что Турция может оказать влияние и на Кавказе, и в Центральной Азии, - заключил Вахид Ахмедов.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать