• пятница, 19 Апреля, 09:31
  • Baku Баку 13°C

Стратегия колбасы

21 ноября 2014 | 17:28
Стратегия колбасы

РЕГИОН
События этого года в Украине оказали большое влияние на европейскую и даже международную систему безопасности, складывавшуюся десятилетиями. Более того, поставлена под вопрос сила и значение самой могущественной военно-политической организации в мире - Североатлантического альянса перед лицом российской угрозы.
В частности, в разгар боевых действий на юго-востоке Украины ряд стран Восточной Европы, располагающих мизерными армиями, но входящих в состав НАТО, был обеспокоен своей безопасностью. Тем более в такой ситуации были обеспокоены те государства, которые не входят в Альянс, но соседствуют с Россией.
О нынешней роли НАТО на постсоветском пространстве и перспективах ее усиления в интервью газете «Каспiй» поведал американский политолог Александр МУРИНСОН.
- Какую роль НАТО играет или способно сыграть в обеспечении безопасности стран Черноморского и Каспийского бассейнов?
- На мой взгляд, мы имеем дело с гегелевской диалектической взаимосвязью во взаимоотношениях между желаниями Грузии и Украины вступить в НАТО и статусом безопасности Черного моря. Эта динамика очевидна из того, как Россия воспринимает расширение НАТО на восток, и в особенности в Черноморском регионе. Недавняя военная интервенция в Грузии, текущая в Украине и присоединение Крыма показывают, что эти вопросы для Москвы представляются не как некие воздушные феерические концепции, а скорее действенный стратегический план.
Путин - не Сталин или Гитлер. Но опыт работы в КГБ отражается в его видении мира, и президент России продолжает следовать краеугольному принципу советской системы, так называемой «стратегии колбасы». Эта стратегия заключается в том, что сначала страну, которую наметили завоевать, расчленяют по кусочку, прежде чем проглотить целиком. Примеров этой стратегии предостаточно: Осетия и Абхазия в Грузии, Крым и Донбасский регион Украины, Приднестровье в Молдове. А завтра, если это получится, то можно будет откусить кусок Эстонии, фрагмент Беларуси, частичку Казахстана. Получается как в советской поговорке: «Все, что есть у меня это мое, а что твое - то всегда вопрос переговоров».
Что касается расширения НАТО, то накануне Бухарестского саммита в апреле 2008 года руководство России неоднократно заявляло, что в случае присоединения Украины и Грузии к Североатлантическому альянсу, данный шаг будет рассматриваться в качестве прямой угрозы национальной безопасности РФ, и будут предприниматься все возможные действия для предотвращения такого расширения. Этот тезис был внесен в Концепцию внешней политики РФ в июле 2008 года.
Провозглашение независимости Косово в феврале 2008 года спровоцировало активную деятельность Кремля по признанию независимости бывших грузинских регионов. В частности, идея косовского прецедента активно использовалась для урегулирования «замороженных» конфликтов в регионе Черного моря. Официальная Москва выступила против признания независимости Косово, и поэтому решение признать независимость Абхазии и Южной Осетии выглядело иррациональным. В сентябре 2008 года одной из главных проблем было отсутствие у западных государств объяснения тому, почему они считают статус Косово беспрецендетным. В результате, с подачи России черноморские сепаратистские регионы настаивают на таком же статусе для себя.
Очевидно, что между целями НАТО и задачами России, как был, так и продолжает существовать фундаментальный разрыв. Он не имеет материальной природы, а носит нормативный характер. Это делает возглавляемую Россией Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и НАТО не только двумя пока непримиримыми сообществами безопасности, но и несовместимыми по своим ценностям. Союзы, подобные НАТО, зависят от низкого уровня конфликта. Общие ценности и нормы Альянса определяет то, как НАТО реагирует на кризисы, что в итоге имеют решающее значение для обеспечения стабильности и эффективности в самом Альянсе.
- Как известно, Азербайджан, Украина, Грузия и Молдова являются членами ГУАМ. Какую конкретно помощь НАТО могло бы оказать этим странам в укреплении из безопасности на фоне украинского кризиса?
- Грузия и Украина заняли ведущую роль в создании субрегиональной организации ГУАМ, созданную в качестве альтернативной формы интеграции на постсоветском геополитическом пространстве. Расширение ЕС и НАТО на Восток оказало прямое воздействие на ГУАМ, что и привело к провозглашению Украиной и Молдовой их проевропейской ориентации, а также стало стимулом к сближению Грузии и Азербайджана с НАТО и ЕС. В 1990-е годы европейские интеграционные процессы были основополагаюшей тенденцией, что рано или поздно привело бы в Европу бывшие советские республики, расположенные в западной части бывшего СССР. На этом фоне отказ от военно-политического сотрудничества стран ГУАМ с Россией рассматривается как основная предпосылка для их успешной прозападной ориентации.
Как показали недавние дискуссии в Киеве, роль ГУАМ воспринимается Грузией и Украиной в качестве критического механизма для взаимодействия стран организации и НАТО. В то же время Азербайджан не стремится в Альянс. Таким образом, существует явный дисконект внутри организации
в плане стратегии, что является препоном для эффективного сотрудничества ГУАМ с НАТО в плане безопасности.
- Способно ли НАТО сыграть роль стабилизирующего фактора в украинском кризисе?
- В настоящее время Альянс ослаблен последствиями глобального экономического кризиса и соответственно пока не может действовать эффективно. Но в случае еще большего усугубления ситуации в Украине, НАТО, несомненно, найдет ресурсы повлиять на разрешение этого кризиса.
В.РОМАНОВ
banner

Советуем почитать