• пятница, 19 Апреля, 07:18
  • Baku Баку 13°C

Кризис миновал

07 ноября 2014 | 12:29
Кризис миновал

Несмотря на то, что правительственный кризис в Грузии благополучно миновал, тем не менее внутриполитическая ситуация остается напряженной. В частности, последствия отставки министров из партии «Наша Грузия - Свободные демократы», возглавляемой Ираклием Аласания, так же, как выход этой партии из правящей коалиции «Грузинская мечта», оказались не столь тяжелыми, какими казались на первый взгляд и не повлекли за собой развала коалиции.
К примеру, отставки министров, последовавшие вслед за увольнением министра обороны Ираклия Аласания, не приняли лавинообразный характер. Всего было уволено и добровольно оставили свои посты только трое министров. Однако, согласно Конституции, для роспуска правительства необходимо увольнение или отставка как минимум семи министров.
Более того, несмотря на сделанное накануне заявление, почти все заместители министра иностранных дел Грузии Майи Панджикидзе, за исключением первого зама Давида Залкалиани, решили остаться на своих постах. Также, несмотря на сделанное накануне заявление о том, что фракция «Грузинская мечта - свободные демократы» оставляет парламентское большинство, два депутата из десяти, входящих в эту фракцию, намерены остаться.
Таким образом, если до кризиса у коалиции «Грузинская мечта» в парламенте было 83 депутатских мандата из общего числа в 150, то с потерей восьми мандатов из числа фракции «Свободных демократов» у правящей коалиции остается 75 - ровно половина. В итоге, «Грузинской мечте» необходима поддержка еще всего лишь одного депутата для сохранения статуса парламентского большинства. А добыть один мандат и даже несколько правящей коалиции не составит труда.
Для таких случаев в любом парламенте более или менее демократической страны имеется так называемая «скамейка запасных», представленная независимыми депутатами, не примкнувшими ни к одной из основных фракций. Такая «скамейка» имеется и в грузинском парламенте. Причем число независимых депутатов равно 12. Так что коалиция «Грузинская мечта» обладает необходимым запасом прочности в парламенте и тут ей ничего не грозит. Благодаря подушке безопасности в виде независимых депутатов правящая коалиция сможет собрать нужное количество голосов для принятия госбюджета на будущий год и таким образом предотвратить вынесения вотума недоверия нынешнему правительству, который неминуемо последовал бы за провалом голосования по принятию бюджета.
Вместе с тем правящую коалицию спасли все же не эти мелкие аспекты, а то, что «Республиканская партия», обладающая в парламенте 10 мандатами, приняла решение остаться в составе коалиции «Грузинская мечта». Так как, несмотря ни на какую «скамейку запасных», выход из коалиции Республиканской партии точно привел бы к развалу коалиции и внеочередным выборам. Так что спасением коалиции мечтатели прежде всего обязаны республиканцам. При этом, как старые и опытные партийцы, республиканцы приняли соломоново решение не рвать отношения со «свободными демократами», а продолжить с ними сотрудничество.
Кроме этого, Республиканская партия намерена в ближайшее время поставить перед «Грузинской мечтой» вопрос о модели коалиции и имеющихся вызовах.
Обмен «любезностями»
Параллельно с этими процессами главные действующие лица внутриполитического кризиса в Грузии: экс-министр обороны, руководитель партии «Наша Грузия - Свободные демократы» Ираклий Аласания и премьер-министр Ираклий Гарибашвили обмениваются критическими замечаниями и взаимными обвинениями.
В частности, премьер заявил, что его тезка «авантюрист и глупый, амбициозный министр», а действия членов его команды назвал антигосударственными. Более того, Гарибашвили обвинил Аласания в покровительстве бывшей правящей партии «Единое национальное движение». При этом премьер подчеркнул, что заявление экс-министра обороны о том, что он готов сотрудничать со всеми партиями, которые выступают за европейскую интеграцию Грузии, подтверждает это.
Аласания не остался в долгу, продолжив обвинения Гарибашвили и всей правящей коалиции «Грузинская мечта» в смене прежнего внешнеполитического курса, направленного на евроатлантическую интеграцию. При этом, экс-министр обороны воздержался от личностных оскорблений и призвал Гарибашвили к корректности.
По всей видимости, доля правды в заявлениях обоих политиков есть. Безусловно, сложно было бы назвать Аласания врагом Саакашвили и его партии, учитывая их родственную близость (Аласания приходится Саакашвили двоюродным братом по матери). Да и в период правления Михаила Николозовича, Аласания был на хорошем счету у власти, занимал довольно высокие посты в правительстве. Вполне вероятно, что и сейчас поле отставки Аласания, они возобновят сотрудничество.
Вместе с тем очень слабо верится в реальную смену внешнеполитического курса нынешними властями Грузии. Данный курс остается неизменным - интеграция в НАТО и Евросоюз, что уже было доказано официальным Тбилиси, подписавшим ассоциативное соглашение с ЕС. Не менее тесными сохраняются и связи с НАТО: грузинские военные также как и при Саакашвили участвуют во всех учениях и прочих натовских мероприятиях.
Единственное наблюдаемое в последнее время изменение во внешней политике Грузии было связано с отказом правящей коалиции «Грузинская мечта» от жесткой антироссийской риторики, имевшей место при режиме Саакашвили, как совершенно бесполезной и даже вредной государству. Тбилиси начал отходить от ярко выраженных антироссийских позиций во внешней политики, что привело к потеплению двусторонних отношений, восстановлению транспортных и торгово-экономических связей.
По всей видимости, именно эти внешнеполитические шаги новых властей вызвали недовольстве на Западе и в среде местной оппозиции в лице «Национального движения», а также некоторое сомнение в эффективности данного курса со стороны части прозападных сил в коалиции в лице «Свободных демократов».
Внутрикоалиционные распри
Между тем, реальной причиной недовольства Аласания было, конечно же, не расхождение во взглядах на степень прозападности правящей коалиции, а внутренние дрязги, вызванные высокой амбициозностью бывшего министра обороны, так и не ставшего президентом. Человек с неудовлетворенными амбициями, пользующийся определенной поддержкой в народе, а самое главное, за рубежом - на Западе, представлял не шуточную опасность для правящей коалиции, потому его всякий раз понижали в должностях, а под конец и вообще убрали из правительства.
Но при этом правы и сторонники Аласания, говорившие о незаконном использовании прокуратуры в политической борьбе. По всей видимости, с целью избавиться от министра обороны и была затеяна проверка в его ведомстве, которая, конечно же, нашла виновных.
В ситуации, когда возглавляемая им партия «Наша Грузия - Свободные демократы» вышла из правящей коалиции, ей один путь - пополнить ряды недовольных «Грузинской мечтой». В этом смысле у Ираклия Аласания есть реальный шанс создать сильную оппозиционную нынешним властям партию. «Свободные демократы», безусловно, располагают собственным электоратом в стране и смогут занять крепкие позиции в рядах прозападной оппозиции. При этом маловероятно, что они и «националы» станут яростными конкурентами за родственный электорат.
Дело в том, что Аласания будет сплачивать вокруг себя тот сегмент электората, который ненавидит «националов», но вместе с тем недолюбливает и кое-где полностью разочаровался в «Грузинской мечте». К тому же, у «националов», как за девять лет пребывания во власти, а тем более за два года пребывания в оппозиции уже сформировался верный, но ограниченный электорат, и перспектива его серьезного расширения маловероятна. Поэтому «Национальному движению» будет выгодно прибавление в стане прозападной оппозиции такого сильного союзника. Это даст больше возможности для политического маневра.
По всей видимости, в первый период своего возвращения в оппозицию, Аласания будет вести себя осторожно и держаться подальше от «националов», чтобы окончательно определиться с собственными силами и электоратом. Недаром, несмотря уже выраженную готовность партии экс-президента Грузии Михаила Саакашвили сотрудничать с Аласания и его командой, последняя исключила подобное партнерство. Но, думается, уже в среднесрочной перспективе «националы» и «свободные демократы» могут, как естественные союзники, найти общий язык против общих оппонентов.
Последствия кризиса
Как следствие произошедшего разброда в правящей коалиции, парламент Грузии намерен оградить прокуратуру и правоохранительную систему от нахождения в эпицентре политических событий и предоставить соответствующие рычаги министру юстиции Тее Цулукиани.
Остается надеяться, что уже в ближайшее время правящую коалицию прекратит лихорадить, а парламент предпримет необходимые шаги по укреплению независимости ветвей власти друг от друга. В качестве такого шага предполагается перепоручить назначение министра юстиции, а одновременно и главного прокурора страны парламенту по предложению премьера. Это поможет избавить политическую систему страны от вмешательства правоохранительных органов по личным просьбам премьера или президента.
Сохранение стабильности в Грузии важно и для соседних стран. В частности, нельзя забывать, насколько важна Грузия для Азербайджана, так как именно по ее территории проходят основные энерготранспортные магистрали: БТД, БТЭ, Баку-Супса, строящийся БТК и другие важные проекты, имеющие право на жизнь в перспективе. Кроме этого, в Грузии проживает около 300 тысяч наших соотечественников, в чьем благополучии также заинтересован официальный Баку. С этой точки зрения остается только приветствовать заверения премьер-министра Грузии о том, что она останется стабильной и надежной транзитной страной.
Роман ТЕМНИКОВ
[email protected]
banner

Советуем почитать