• четверг, 25 Апреля, 04:17
  • Baku Баку 19°C

Уйдет ли Ахмет Давутоглу?

22 октября 2014 | 10:31
Уйдет ли Ахмет Давутоглу?

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил о своей готовности уйти в отставку в случае, если будет доказано, что правительство страны относится к курдскому населению как к второстепенному социуму.
«Все граждане государства наделены равными правами, так что и речи быть не может о превосходстве одной нации над другой», - сказал премьер-министр в назидание провокаторам.
Поводом для обвинений в избирательности и дискриминации послужил отказ Анкары защитить от боевиков «Исламского государства» (ИГ) населенный курдами город Кобани в Сирии. Однако факты против зачинщиков смуты - буквально накануне глава МИД Турции Мовлут Чавушоглу заявил, что Анкара разрешила перейти из Ирака в Кобани по турецкой территории бойцам курдских военизированных формирований, добавив, что в настоящее время на этой территории против террористов ИГ воюет аж семь курдских военных формирований.
Как неоднократно писала газета «Каспiй», Анкара не без оснований опасалась роста сепаратистских настроений в Турции, - тем более, что и восстание курдов в Сирии началось именно с Кобани. Этот город первым объявил о самоуправлении 19 июля 2012 года. Примеру Кобани последовали Африн и Джизир, после чего в упомянутых поселениях были образованы этнические самоуправляемые территории. Именно по этой причине Кобани в глазах курдов считается символом борьбы за создание курдского государства на землях Сирии, Ирака и Турции. Возможно поэтому Анкара выдерживала паузу, не давая развернуться военным на границе, в расчете на то, что атаки джихадистов ослабят курдские вооруженные формирования в Сирии настолько, что они перестанут угрожать Турции. Видимо, расчет Анкары оправдался и она сочла, что теперь можно и предоставить бойцам курдских вооруженных сил коридор для их переброски из Ирака в Кобани. Впрочем, не исключено, что здесь не последнюю роль сыграло давление США и самих турецких курдов.
Комментируя ситуацию газете «Каспiй», депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков, придерживающийся примерно такой же точки зрения, в частности, сказал, что официальная Анкара не может сохранять бесконечно отстраненную позицию.
- С одной стороны, конечно же, более активных действий от Анкары ожидали США и другие партнеры по коалиции. С другой стороны, имело место колоссальное давление граждан Турции курдского происхождения. Достаточно сказать, что в беспорядках, захлестнувших в населенных курдами регионах Турции, погибли 34 и ранены свыше трех с половиной сотен граждан.
Конечно, администрация Эрдогана отдает себе отчет в том, что граждане курдского происхождения - серьезная сила, которая не простит падение Кобани, а тем более гибель его населения. Кроме того, курды являются электоральной базой правящей в Турции партии. Так что сама страна вторгаться в пределы Сирии и воевать с ИГ не желает, также как не желает вооружения сирийских курдов, тесно связанных с РКК (Курдской Рабочей Партией). Потому и было принято «соломоново решение», предоставив возможность воевать с джихадистами людям лидера курдской автономии в Ираке Масуда Барзани.
Стоит отметить, что не успели бойцы курдских формирований («пешмерге») прибыть в Кобани из Ирака, как между ними и представителями сирийского крыла РКК началось вооруженное противостояние. Как сообщил турецкий телеканал Kanal7, конфликт возник при распределении оружия. Но это уже другая история из серии «выгоды Турции».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать