• пятница, 29 Марта, 04:01
  • Baku Баку 7°C

Композитор, органист, новатор…

17 октября 2014 | 15:00
Композитор, органист, новатор…

МЭТР
Для выдающегося азербайджанского композитора и органиста Арифа Мирзоева 2014 год преисполнен особого смысла. В апреле музыкант отметил свое 70-летие. В одном из концертов V музыкального фестиваля в городе Габале состоялась премьера «Торжественного гимна», посвященного президенту страны. А 10 и 14 октября прошли два авторских концерта А.Мирзоева, которые можно рассматривать как своеобразный творческий отчет. Ссылаясь на эти факты из жизни музыканта, нам хотелось лишь подчеркнуть сколь динамична и разнообразна его деятельность. Отрадно, что он находится в отличной творческой форме, много работает и гастролирует.
Говоря о творчестве одного из самых ярких и самобытных представителей современной композиторской школы Азербайджана, прежде всего хочется отметить, что всей свой полнокровной и в высшей степени разносторонней деятельностью Ариф Мирзоев зримо воплощает одну из художественных заповедей великого Узеира Гаджибейли, связанную с органичным синтезом национальных и европейских музыкальных традиций.
Азербайджанская композиторская музыка ХХ века, как известно, последовательно преломляла завещанное патриархом отечественной культуры, значительно расширяя и обогащая само понимание контекста Восток-Запад. И сегодня, по истечении целого столетия мы не только воздаем должное дерзновенности и безупречности самой идеи Узеир бека, но и восхищаемся ее поистине неисчерпаемыми творческими возможностями. В этой связи музыка Арифа Мирзоева представляется нам весьма показательной, ибо весь его творческий путь - от первых композиторских опытов до создания многих заслуживающих внимания сочинений - является блестящим подтверждением вышеизложенного.
А.Мирзоев является воспитанником азербайджанской композиторской школы. Он был студентом знаменитого класса композиции Гара Гараева, что означало принадлежность кругу избранных и в то же время обязывало к серьезной и неустанной работе над собой. Годы, проведенные А.Мирзоевым в консерватории, во многом оказались знаменательными. В 60-е годы прошлого столетия в страну хлынула доселе неизвестная музыка ХХ века и знакомство с сочинениями многих выдающихся композиторов эпохи производило неизгладимое впечатление.
Другим фактором, активно воздействующим на умы и вкусы творческой молодежи, оказалось принципиальное стилевое обновление азербайджанской музыки 60-70-х годов ХХ века. Поиски новых тем и образов в содержании, как и обращение к новым художественным течениям, видам техники и многое другое стали отражением тех перемен, которые происходили в музыкальном искусстве республики в целом.
Вполне естественно, что новаторские тенденции в азербайджанской музыке 60-70-х годов нашли свое понимание и горячую поддержку среди молодых композиторов и стремление к новизне, поиску неизведанного, смелое экспериментирование становятся одной из наиболее характерных примет того времени. Именно таким разным, подчас неожиданным автором А.Мирзоев предстает в своих студенческих работах. Также обращает на себя внимание интерес молодого автора к полифонии. Любопытной в этом плане является его первая тетрадь из шести прелюдий, где полифония не только широко обозначена, но и разнообразно преломлена.
Безусловно, студенческие годы оказались для А.Мирзоева высшей степени познавательными, открывшими ему мир новой музыки и предоставившими широкий выбор традиций, принципов и приемов музыки. Усвоение композитором жанровых, формообразующих, языковых средств музыки, различных видов техники и др. в музыке ХХ века и стало залогом его последующий успешной работы. В этом смысле А.Мирзоев являет собой образец типичного профессионала, последовательного в своих музыкальных пристрастиях и педантично точного в своем композиторском письме.
Деятельность А.Мирзоева сопряжена с двумя увлечениями, ставшими смыслом всей его жизни. Речь идет о композиторской и исполнительской, связанной с органом, сферах его деятельности. Увлечение органным исполнительством можно рассматривать как проявление глубокого интереса музыканта к полифонии. А.Мирзоев-композитор и А.Мирзоев-органист - это некое гармоническое целое, где каждая часть может существовать отдельно. И все-таки вместе они производят то стройное и целостное впечатление, позволяющее говорить об органичности и взаимосвязанности обоих начал.
А.Мирзоев-композитор много и охотно пишет для своего любимого инструмента. Владение этим инструментом позволяет ему максимально полно использовать все темброво выразительные и технические возможности инструмента. Кроме того, А.Мирзоев-исполнитель обладает обширными знаниями, являясь уникальным специалистом по органной полифонической музыке эпохи Барокко. Добавим к сказанному, что музыкант является дипломированным органистом, получившим образование в Московской консерватории им. П.Чайковского, а также совершенствовал свое исполнительство, выступая в различных церквах Германии.
В становлении А.Мирзоева как художника прежде всего следует отметить роль и значение национальной музыкальной культуры. Национальное начало, пронизывая всю музыку композитора, определяет облик многих его сочинений. Вместе с тем в формировании А.Мирзоева-композитора определенную роль сыграли русская и немецкая музыкальные культуры. Годы жизни композитора, проведенные в Москве, а затем в Германии, несомненно, во многом обогатили его новыми общекультурными и музыкальными впечатлениями, расширили многие представления об отдельных сферах музыкального искусства. Думается, эта сопричастность композитора с тремя музыкальными культурами окончательно сформировала его художественный облик, обозначила круг тех тенденций и традиций, которое более всего ему созвучны.
В рамках небольшой газетной статьи трудно раскрыть портрет композитора-новатора, не только нашедшего свой путь в музыке, но и последовательно верного своему художественному кредо. В большом и разнообразном творчестве А.Мирзоева можно говорить о торжестве значительных и масштабных тем, господстве инструментальных жанров и приверженности к крупным формам. Особое место и значение в произведениях композитора отводится полифонии. Процессуальность музыки А.Мирзоева, неуклонное музыкально-драматургическое развитие его крупных циклов зиждется на полифонии, играющей в его музыке особую роль.
Настоящим открытием в творчестве А.Мирзоева стала его сольная «Органная симфония памяти И.С.Баха» (ор.30), написанная в 1984 году к 300-летнему юбилею великого немецкого музыканта. В пятичастном цикле нашли свое воплощение мугам, хорал и полифонические вариации. В этом произведении своеобразно переплелись традиции азербайджанской и немецкой музыкальных культур - азербайджанского мугама с его культом сольного, импровизационного по своему складу мелодического начала инемецкой полифонии с присущим ей рационализмом и одновременно раскрепощенным в своем развитии многоголосием. Композитору не только удалось совместить эти два начала, но и вдохнуть в каждое из них нечто новое. Благодаря этому новому мугам в органной симфонии приобрел ораторский пафос и несвойственный ему размах, а немецкая полифония предстала с богатой орнаментикой и расцвеченной пряными красками.
Опыт создания траурно-духовного сочинения, нашедший себя в «Органной симфонии памяти И.С.Баха», получил свое продолжение в Исламской траурной мессе «Январские пассионы» («Yanvar Mərsiyələri») для симфонического оркестра, хора, органа и двух солистов - кяманча и ханенде. Композитор использует здесь стихи из поэмы «Şəhidlər» Бахтияра Вахабзаде. Новаторский дух этого сочинения производит неизгладимое впечатление. Оно написано в связи с трагическими событиями, произошедшими в Баку в ночь на 20 января 1990 года.
В этом произведении синтез традиций Востока и Запада получает оригинальную интерпретацию. Композитор впервые в музыкальной практике сумел объединить, казалось бы, две противоположности, а именно - прошлое и настоящее, ислам и христианство, Восток и Запад, азербайджанский мелос в широком смысле и мугам в частности, западно-европейскую полифонию с ее различными жанрово-формообразующими и стилевыми чертами. В этом поистине уникальном и сложном переплетение традиций разных эпох и соответственно разных художественных стилей, разных религий и разных культур в целом А.Мирзоев нашел некие пути их сближения и даже непосредственного слияния. Таким образом, в одном произведении нашли свое воплощение абсолютно созвучные для ислама и христианства мысли и чувства, в этом откровенно трагическом произведении композитора удалось воспеть как силу неизгибаемого человеческого духа, так и его извечные стремления к красоте и гармонии. Самые обычные, естественные для каждого человека на Земле понятия и чувства легко отражаются в музыке и их воплощение не требует каких-то особых усилий, напротив, они легко доступны и иногда музыка оказывается сильнее слова. Подчеркивая силу эмоционального воздействия музыки, композитор демонстрирует ее превосходство над словом.
Музыка А.Мирзоева, как и его органное исполнительство, отмечены той оригинальностью, которая позволяет увидеть в нем яркого новатора. Не случайно европейские эксперты музыки определяют его музыкальный стиль как «полистилистику ренессансной барочной и религиозной музыки Востока и Запада», а его органное творчество в целом рассматривается как олицетворение не только азербайджанской, всей органной музыки мусульманского Востока.
Искусство А.Мирзоева впечатляет своим гуманизмом, широтой и обобщенностью заключенной в ней идеи. Она словно перекликается с тем, что когда-то освещало творения великих гуманистов прошлого и в этой невольно возникающей параллели исторических времен и музыкальных стилей проступает высокое предназначение ее величества Музыки и Творца, осуществляющего свою миссию.
Ульвия ИМАНОВА,
музыковед
banner

Советуем почитать