• суббота, 20 Апреля, 01:44
  • Baku Баку 15°C

Без источника жизни

17 октября 2014 | 14:20
Без источника жизни

ИССЛЕДОВАНИЕ
Проблему с засухой в приграничных с Арменией районах Азербайджана можно решить очень просто, озадачил газету «Каспiй» известный азербайджанский эколог Тельман Зейналов. В этой зоне много подземных источников. Достаточно вырыть здесь артезианские колодцы, чтобы обеспечить население водой для сельскохозяйственных и бытовых нужд. Чтобы решить эту проблему в аспекте узком, но насущном - помочь страждущим от засухи людям, требуется немного - желание.
У автора этой статьи возник резонный вопрос - чье желание? И почему в течение 20 лет не рассмотрено решение ситуации, которая близится к экологической катастрофе?
Есть другой, менее затратный и приемлемый выход - организовать в прифронтовой зоне водные резервуары, куда будет стекаться вода после дождей и таяния снегов, поведал Т.Зейналов. Рельеф этому способствует, достаточно приложить немного усилий и проблема решится сама собой. И снова вопрос: почему за два десятка лет это не сделали?
Из-за засухи жители Тертерского района Азербайджана провели в прошлом году акцию протеста, требуя от властей района обеспечить их водой для сельхоздеятельности.
С 1992 года Сарсангское водохранилище находится под незаконным контролем армянских вооруженных сил, в результате прифронтовые районы остались без воды. Уже 20 лет жители Тертера и окружающих районов используют лишь 2-3% воды водохранилища, которое пришло в аварийное состояние и угрожает экологическим бедствием. Армения использует водный источник в своих спекулятивных целях – летом, когда вода жизненно важна населению прифронтовой зоны, ее отпускают намеренно мало. Воду усиленно спускают именно зимой, потому что это нужно для работающей здесь гидроэлектростанции.

По мнению Т.Зейналова, заняться насущной проблемой граждан можно и сейчас, было бы желание. «В районах много подземных источников, здесь можно вырыть артезианские и субартезианские колодцы. Можно создать искусственные водохранилища, - говорит эколог. - Проект не затратный, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, исполнительные власти районов должны обратиться в соответствующие инстанции».
Выходит, что за долгие годы засухи, население не догадалось до этого, что легко поддается объяснению. Куда обращаться гражданам, и какие «соответствующие» инстанции подразумевает эколог? Минсельхоз? ОАО Мелиорации и водного хозяйства? Министерство по чрезвычайным ситуациям? ОАО «Азерсу» или Министерство экологии и природных ресурсов?
К вопросу о том, почему редакция обратилась по этой проблеме к Тельману Зейналову. Дело в том, что Т.Зейналов является консультантом по экологическим вопросам AzKİL - Азербайджанского проекта сельскохозяйственных инвестиций. Сама организация создана при Министерстве сельского хозяйства в рамках проекта сотрудничества правительства со Всемирным банком для развития региональных инфраструктур. Проект реализуется с 2004 года, доля Всемирного банка в нем 70-80%, сказал эколог. Т.Зейналов отметил, что специалисты проекта проводят семинары и выслушивают чаяния граждан: это необходимо, чтобы знать, что нужно людям. О том, что население прифронтовой зоны остро нуждается в водоснабжении, здесь, разумеется, знают.
- В таком случае, почему AzKİL за десять лет деятельности не решил и не решает эту проблему?
- Потому что распоряжением главы государства за водную стратегию с 2010 года отвечает не Минсельхоз, а МЧС, - парировал сотрудник AzKİL. - Водные источники как стратегические объекты находятся в ведении этого министерства и без его разрешения мы не вправе что-либо предпринять. Это должны сделать местные общины. Они могут написать письменное обращение в исполнительную власть, те, в свою очередь, должны обращаться за решением проблемы в вышестоящие инстанции.
- Местные власти не организовывают, не прилагают усилий?
- Нет желания, они не хотят ничего делать. Общаясь с населением, я объясняю людям пути выхода. Лучше всего организовать в этой зоне искусственные водохранилища. Осенью и весной туда будут стекаться талые и дождевые воды, этого будет достаточно и для орошения, и для бытовых нужд.
Возникает вопрос: куда обращаться исполнительной власти с письменным заявлением общины?
По мнению председателя Центра регионального развития, доктора географических наук Чингиза Исмайлова, здесь нужны гибкие, краткосрочные проекты. «В этой зоне уже пробурили свыше 400 артезианских колодцев. Для сравнения, до войны, в 90-х годах было 50-60 колодцев, сегодня их в разы больше. Но решить проблему одними колодцами и естественными водохранилищами невозможно», - объясняет ученый.
Возможность естественных водохранилищ Ч.Исмайлов отрицает, потому что: во-первых, источники талых вод, которые должны стекаться в водохранилище, берут начало в горах и находятся на оккупированной территории. Они перекрываются или могут быть перекрыты. Во-вторых, это далеко не зона влажных субтропиков, чтобы надеяться на уровень осадков. Дождевой воды для искусственных водохранилищ будет недостаточно. Третья причина бесперспективности этой идеи - такие проекты требуют вложений, а прифронтовая зона слишком рискованный вариант.
«В мирных условиях можно было обеспечить долгосрочную стратегию, но это нецелесообразно в прифронтовой зоне. Мы находимся в состоянии войны, и огромные средства могут быть пущены на воздух. Создавать капитальные инфраструктурные объекты в прифронтовых зонах нецелесообразно. Здесь нужны краткосрочные, не затратные, гибкие проекты, - считает Ч.Исмайлов, - и этим должно заняться Министерство экономического развития. Артезианские колодцы увеличивают себестоимость сельхозпродукции. Воду приходится выкачивать с использованием электричества. Там нет такого давления, чтобы вода фонтанировала, и со временем давление падает».
С вопросом о том, что можно сделать в этой зоне, редакция обратилась к доктору геолого-минералогических наук, завотделом гидрогеологии Института геологии Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Юсифу Исрафилову.
Специалист был озадачен такой постановкой вопроса.
«Что значит сказали, что можно прорубить артезианские скважины? - удивленно возмутился ученый. - Я тоже могу сказать, давайте пробурим нефтяную скважину и будем жить хорошо. Или, рассуждая в вашем духе, могу предложить начать разработку золотоносной жилы во дворе этого института. Для того, чтобы делать такие заявления, нужны специальные исследования. Отвечающие за водоснабжение ведомства должны обратиться к специалистам, дать техническое задание: мол, такой-то населенный пункт необходимо снабдить определенным количеством воды. Есть ли такие источники воды нужного качества, как решить эту задачу - все это решают специалисты. Другой вопрос, какие ведомства должны заняться этой конкретной проблемой. К сожалению, сегодня сложилась ситуация, когда нет генеральной схемы комплексного использования водных ресурсов республики из единого центра, как это было раньше. Сегодня в этой сфере задействовано множество организаций, ведомств, каждая из которых имеет собственную программу и действует так, как ей заблагорассудится. Есть три государственные программы по водоснабжению: Комитета мелиорации и водного хозяйства, АО «Азерсу», Минэкологии.
Вы говорите, выделяются средства на развитие инфраструктуры регионов? Если выделяются, пусть этим займутся те, кто эти средства получает. При Минсельхозе есть структуры, они могут созвать экспертов, получить разрешение в Минэкологии, заказать скважину, и работать».
Выслушав эту версию, доктор геолого-минералогических наук, начальник отдела геотектоники и региональной геологии Института геологии НАНА Талат Кенгерли сказал, что подземные источники на территории Азербайджана изучены.
Ю.Исрафилов этого не отрицает, по мнению ученого, детальные исследования грунтовых вод нужны, если речь идет о бурении новых скважин. Важно изучить возможности рельефа, энергоснабжения и прочие нюансы.
Тамила ХАЛИЛОВА
P.S. Итак, найти структуру, которая должна заняться этой проблемой, в результате небольшого исследования редакции не удалось. Автор статьи оказался в сложном положении - куда, к кому обращаться за решением насущной проблемы наших граждан? И если поставить себя на место жителей этих районов, что делать людям?
Редакция предлагает специалистам высказать свою точку зрения на страницах газеты «Каспiй». Возможно, что вместе мы сможем найти выход.

banner

Советуем почитать