• вторник, 19 Марта, 09:43
  • Baku Баку 8°C

Турция выжидает

10 октября 2014 | 16:31
Турция выжидает

Турецкая армия бездействует, несмотря на мандат Великого национального собрания на участие Вооруженных сил в военных операциях в Сирии и Ираке, а также обещание премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, что его страна сделает все возможное, чтобы защитить населенный курдами сирийский город Кобани от боевиков террористической организации «Исламское государство» (ИГ).

Между тем уже около 160 тысяч жителей Кобани бежали в Турцию, во многих городах которой прошли акции протеста курдов против бездействия Анкары. По сообщениям турецких СМИ, число жертв беспорядков в более чем 20 илах страны достигло 22 человек, а количество раненых перевалило за сотню. В регионах Диярбакыр, Мардин, Сиирт, Муш, Ван, Батман, где протесты приняли радикальный характер, действует комендантский час. Возмущения основаны на том, что на фоне атак ИГ на Кобани Турция ограничивается лишь укреплением своих границ, запретив при этом открытие коридора для оказания военной помощи сирийским курдам.
Как утверждает газета Sabah, на днях лидер сирийских курдов, председатель курдской партии PYD (курд. Partiya Yekitiya Demokrat - Партия «Демократический Союз») Салих Муслим побывал в Анкаре, где провел закрытые переговоры с представителями МИД и MIT (Milli Istihbarat Teskilati - Национальная разведывательная служба). И хотя лидер сирийских курдов добивался от Турции поставок вооружений и боеприпасов, итогом этих переговоров стало то, что Анкара отправит в Кобани гуманитарный конвой с продовольствием и медикаментами, поскольку отлично понимает опасность поставок оружия организованным курдским боевикам. В результате курды начали обвинять Анкару в тайной поддержке ИГ или, во всяком случае, этому не препятствует. Но насколько оправданы подобные обвинения?
Мы уже писали о том, что проводя консультации с Конгрессом по вопросу проведения военной операции против ИГ, президенту США Бараку Обаме пришлось гарантировать, что ни один американский солдат не ступит на землю Ирака. Хотя очевидно, что для подавления исламистов ударов с воздуха явно недостаточно, и без наземной операции не обойтись. Понятно, что и европейские союзники США не намерены участвовать в наземной операции. В качестве «добровольца» остается Турция. Видимо, западные эксперты полагают, что она должна воевать при наличии региональных амбиций… Причем, не только Вашингтон, но и курды стараются возложить миссию по проведению наземной операции против ИГ на Турцию. Но у Анкары нет никакого резона воевать с радикалами, ибо, это образование борется против режима Асада, а в Турции считают, что тот должен уйти при смене режима.
Но и курдов поддерживать официально Анкара не будет потому, что усиление на своей территории курдских сепаратистских организаций, против которых она борется не один десяток лет, ей совершенно ни к чему. С другой стороны, сложно согласиться с перспективой наличия у себя на границе такого образования как ИГ, пусть даже ценой укрощения курдов.
В Сирии проживают курды, этнически и в языковом плане близкие к турецким, среди которых популярна PKK, выступающая за создание курдского национального государства, в том числе на территории Турции. И, поскольку в свое время Хафез Асад, а затем и Асад-младший были злейшими врагами Турции, считая, что она незаконно оккупирует область Хатай, небольшую территорию на юге страны, то тут налицо еще один фактор - Турция была и остается членом НАТО, а Сирия, имела хорошие отношения с Советским Союзом. Следовательно, Асады поддерживали эти курдские устремления, и на территории Сирии даже были базы, в том числе тренировочные для боевиков PKK. Во время арабской революции в Сирии курды не поддержали ни одну из сторон, и не сражались с войсками Асада, и поэтому, такие союзники туркам не нужны.
Впрочем, не исключено, что Анкара может воспользоваться сложившимся положением - поддержать их против ИГ, чтобы наладить отношения со своими курдами. Во всяком случае, курдское лобби в Турции, в том числе и в правящей Партии справедливости и развития, оказывает давление на центральное правительство, требуя поддержать курдов, тем более, что они сейчас и держат эту границу. Однако есть сторонники и у ИГ. В ряде восточных областей уже были столкновения между курдами и турецкими ваххабитами, являющимися сторонниками ИГ.
Но есть еще одна веская причина, по которой Турция не желает участвовать в наземной операции. На днях в интервью турецкого телеканалу CNN премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу сообщил, что Анкара может провести в Сирии наземную операцию против ИГ только с условием получения от США гарантий в борьбе с режимом сирийского президента. «Мы не хотим, чтобы после «Исламского государства» в регионе появились другие террористические организации. Но если Асад продолжит свою бесчеловечную политику, то после ухода «Исламского государства» могут прийти другие радикальные группировки. Турция может направить сухопутные части в Сирию, только если стратегия США содержит планы преследования Асада», - заявил Давутоглу, давая понять, что Турция готова приступить к наземным военным действиям, однако не только с целью разгрома ИГ, но и свержения режима Асада. «Мы не желаем мириться с режимом, который вынуждает своих граждан искать убежище в Турции, ровно так же, как мы не желаем какой-либо активной деятельности террористических группировок на территории этой страны. Мы следуем собственной стратегии, которой свойственны определенные критерии», - заявил он.
Очевидно, что Анкара пытается побудить Запад к прямому вмешательству в сирийский конфликт. Однако именно в этом вопросе, она не находит понимания. Официальный представитель Госдепа Джен Псаки, отвечая на вопрос, является ли режим Башара Асада в списке мишеней Вашингтона, заявила: «Мы сконцентрированы на борьбе с «Исламским государством». Мы, конечно же, продолжаем поддерживать оппозицию в Сирии, но у меня нет новой информации на этот счет».
Неудивительно, что Турция не спешит с началом наземной операции против ИГ. Судя по всему она еще не сделала своего стратегического выбора в этом направлении. Турция выжидает пока в целом не дружественные ей силы - «пешмерге», ИГ, фронт Джабхат ан-Нусра, а также войска Башара Асада взаимно уничтожают друг друга.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать