• пятница, 26 Апреля, 07:41
  • Baku Баку 12°C

Почему свое – лучше?

21 января 2022 | 13:58
Почему свое – лучше?

ПРОИЗВОДСТВО
Главное экономическое ведомство страны вывело формулу успеха для противостояния заносимым извне веяниям глобальной продуктовой инфляции.
Мировые рынки накрыла волна инфляции на все без исключения продовольственные товары. Стоит ли объяснять, что наша страна не могла оставаться в стороне от масштабного ценового цунами. Так что с первой частью извечного вопроса «кто виноват?» удалось разобраться. Осталось уяснить пути решения нарастающих подобно снежному кому проблем.
Одной из главных причин подорожания на внутреннем рынке официально заявлен рост цен на импортную продукцию, особенно ввозимые сырьевые компоненты, разгоняющие себестоимость отечественной продукции. А потому единственный способ свести к минимуму такое влияние – формирование полной цепочки создания стоимости в производстве продуктов питания, сообщил министр экономики Микаил Джаббаров в ответ на рекордные ценовые тренды. Несмотря на сложную формулировку, рецепт обуздания продуктовой инфляции прост.
Дело в том, что любое производство можно разложить на цепь последовательных процессов. Вспомните часовой механизм: когда одна шестеренка заедает, перестает слаженно работать целая система. В условиях растущих импортных цен такой «шестеренкой» становится зависимость производств от импорта. А заявленный выход вполне возможен, поскольку страна располагает неплохими ресурсами для организации импортозамещающих производств, считают в руководстве главного экономического ведомства. При этом содействие ускоренному развитию перерабатывающей промышленности – той сферы, где создается высокая добавленная стоимость, станет одной из главных целей правительства.
Доктор экономических наук, профессор Муслим Ибрагимов поведал нашим читателям о сути заявленного сценария и его перспективах:
– Сегодня специалисты, будь то экспертное академическое сообщество либо отвечающие за экономическое развитие страны госструктуры, сходятся во мнении, что перерабатывающая промышленность являет собой источник высокой отдачи применительно к итоговой стоимости производимой продукции. А единственная сложность на этом пути – организация предпосылок для того, чтобы отечественный бизнес мог втиснуться в цепочку стоимости, сохраняя при этом свою долю участия не только в процессе создания первичного продукта и его обработки. Речь в том числе о реализации уже полученной конечной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
– Пока звучит довольно абстрактно…
– Давайте перейдем к примерам в той же консервной промышленности. Выглядит это следующим образом: первичная обработка, скажем, фруктов и овощей, включает промывку и нарезание, производство необходимой тары. На этапе вторичной переработки сырье готовят и фасуют. То есть полная цепочка добавленной стоимости – это замкнутый производственный цикл. Похожим образом можно обрисовать производственные циклы почти всех дорожающих и опустошающих наши кошельки продуктов.
Но здесь не обходится без главной проблемы. С точки зрения экономической выгоды импорт продукции подчас весьма приемлем, поскольку не создает определенных рисков для предпринимателей. При этом риски проявляются у производителей уже в самом начале, когда на внутреннем рынке сталкиваются их интересы с импортерами. Надо сказать, импортеры в той или иной степени представляют интересы иностранных производителей, а импортные пошлины заполняют госбюджет. Все бы ничего, но с повышением мировых цен государство снижает пошлины, чтобы сгладить ситуацию на внутреннем рынке.
Вот и получается, что такие меры стимулируют иностранного производителя. Кроме того, происходит естественный отток капитала, а это уже удар по стабильности национальной валюты. Наконец, снижаются бюджетные доходы, а вот расходы госказны на те же социальные выплаты начинают расти. Потому-то вопрос организации полной цепочки добавленной стоимости так важен.
– Все ли акценты и точки приложения усилий расставлены верно?
– Считаю, подходы правительства отличаются предельной ясностью и рациональностью путей достижения приоритетных задач. Развитие предпринимательства, стимулирование деловых качеств, особенно у молодых бизнесменов, независимо от их гендерной принадлежности – все это будет работать на генерацию различных бизнес-идей в русле технологического совершенствования и экономической целесообразности. Конечно же, для этого наряду с политикой стимулирования нужно переходить к полной цепочке создания стоимости, определить место и роль в этом процессе образовательных заведений. И речь здесь идет первостепенно о вузах, специализирующихся на подготовке инженеров-технологов, специалистов бизнес-процессов.
Ведь если подумать, хотя инвестирование и закупка иностранного оборудования для перерабатывающей промышленности и решает вопросы формирования производственной технологической цепи, но отсутствие квалифицированных кадров приведет к зависимости местных предприятий от иностранных компаний, сбывающих это оборудование. А значит, производство тоже следует наладить в стране. Что же касается непосредственно пищевой промышленности, то с появлением агропарков производственные ресурсы концентрируются в регионах, а это уже серьезная база для формирования полной цепи добавленной стоимости.
– Можно ли сказать, что агропарки превращаются в ключевой компонент замкнутого технологического производственного цикла?
– Это действительно так, поскольку здесь создаются замкнутые с технологической точки зрения производства. Посредством расширяющихся логистических схем здесь выстраивается эффективная связь с мелкими производителями – фермерскими хозяйствами. Помимо прочего, агропарки решают достаточно острую проблему – устраняют антагонизм между производителями сырья, то есть непосредственно фермерскими хозяйствами, владельцами перерабатывающих мощностей, представителями сферы услуг, транспорта, торговли и финансовой сферы. Наконец, упрощенные условия для ведения бизнеса приводят к организации наиболее приемлемой модели бизнеса, где управляющая компания может регулировать ценовые механизмы на протяжении всей производственной цепи. Происходит это за счет создания внутреннего рынка, где основные резиденты связаны между собой справедливой рентабельностью. Все это способствует появлению новых единиц бизнеса, которые могут использовать и улучшать уже имеющие технологии и производить импортозамещающую продукцию.
Наконец, сама модель агропарка способна включить все компоненты, из которых складывается конечная цена агропродовольственной продукции в единую цепь добавленной стоимости. В контексте экономической эффективности деятельность агропарков следует оценивать в объемах переработанной и выставленной на рынок высококонкурентной продукции. Поэтому целесообразно оценивать среднегодовой оборот отдельных агропарков, а также стоимость коммерческих сделок, заключаемых между всеми местными агропарками.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать