• пятница, 29 Марта, 00:21
  • Baku Баку 7°C

Униформа для учителей

21 сентября 2014 | 12:27
Униформа для учителей

НА ЗЛОБУ ДНЯ
«Разговоры о специальном дресс-коде для учителей лишь слухи, - сказал газете «Каспiй» сотрудник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования Ахрият Адыгезалов. Редакция обратилась по этому вопросу в главное образовательное ведомство, чтобы выяснить, насколько обоснованно бесконечное его муссирование средствами массовой информации. О том, что учителей собираются облачить в униформу, говорят уже несколько лет, создавая нервный ажиотаж на пустом месте. С началом нового учебного года проблема вновь всплыла на поверхность, ее комментируют психологи, об этом рассуждают завсегдатаи газетных полос. Удивляло лишь молчание министерства. Оказалось, что ведомству сказать просто нечего, потому что в ближайшее время избитая тема рассмотрению не подлежит.
Спешим успокоить публику: что носить учителям в школу - личное дело педагогов и никто им в этом деле не указ. «Возможно, в будущем инициатива министерства коснется гардероба наших преподавателей, - сказал А.Адыгезалов, - но будет это не скоро».
По словам сотрудника отдела МО, за внешним видом учителей следит администрация школ, в некоторых учебных заведениях даже существует обязательный регламент, который учитывает отдельные нюансы одежды, но в массе своей педагоги могут ходить в чем душе угодно.
Отношение самих учителей к этой теме неоднозначно: «Денег добавьте, а потом вводите», звучат и такие заявления. Действительно, когда средней зарплаты учителя едва хватает «на поесть», модное дефиле может и подождать. Общество предъявляет учителю непосильные требования на фоне невысоких материальных возможностей.
«Я убежден, что учитель не должен выглядеть жалко, от него должен исходить запах хорошего парфюма, он должен быть очень прилично и элегантно одет, - сказал как-то в интервью прессе заслуженный учитель России Евгений Ямбург. - Необязателен белый верх и черный низ, поэтому есть пространство для самовыражения».
Эти слова не просто могут вызвать, но и вызовут бурю возмущения работников образования. Однако мысль Ямбурга отражает глубокую истину: считалось и считается, что интеллигенция призвана наставлять и воспитывать общество. Поэтому работники образования по призванию должны быть не просто представителями профессии, но являть собой особую социальную категорию - интеллигенцию. Интеллигент - не просто хороший человек, занятый умственным трудом, как это принято думать. Интеллигенция формировалась в условиях материальной независимости и сословных привилегий. Независимость материальная и духовная - главные признаки интеллигенции, которые дали ей жизнь.
Можно ли отнести к этой «высшей касте» азербайджанского учителя, зависимого и материально, и духовно? Безнадежно нищий герой-интеллигент прозы Булгакова, которому для творчества нужно не много: свобода и любовь, - исключение. Такой субъект в нашей жизни просто не выживет, поэтому надеяться на массовое его воплощение наивно. А мы говорим о массе.
С этой точки зрения слова Ямбурга можно понять и принять - бедная, зависимая и забитая масса может составлять профессию, но не интеллигенцию, формирующую самосознание нации. Учитель - человек, воспитывающий и обучающий подрастающее поколение, - в первую очередь должен быть материально независим. И обеспеченность его не должна достигаться ценой духовно-нравственного тупика.
Мы несколько уклонились от темы, чтобы объяснить читателю, казалось бы, очевидное. Проблему внешнего вида или «образа» учителя, которую так много обсуждают в нашем обществе, нельзя решить лишь дресс-кодом, и не столько в одежду она, эта проблема, упирается. При желании и определенных усилиях Министерство образования может облачить азербайджанского учителя в спецодежду. Но, как говорила героиня культового советского фильма, заставить носить ее, а не перетаскивать из дома на работу - невозможно.
Читатель может возразить и привести множество примеров. Заморский «дресс-код» постепенно входит в жизнь нашей столицы, преимущественно проявляя себя в бизнес-среде. Многие бакинские офисы одевают сотрудников по установленным корпоративным правилам. Представить себе работников банков и страховых компаний без строгой корпоративной одежды невозможно. То же самое можно сказать о многих государственных учреждениях. Существует несколько видов дресс-кода, принятых в деловом мире: от строгого до более свободного, а выбор наших компаний в этом плане зависит от сферы деятельности.
По словам специалиста этой сферы, председателя Лиги защиты прав трудящихся Сахиба Мамедова, жесткие требования к гардеробу и внешнему виду сотрудников особенно актуальны для бизнеса, который вышел на международную арену. «У таких компаний есть внутренние правила, которые нередко нарушают Трудовой кодекс, - сказал он. - Дресс-код стал повсеместным в банковской сфере и совсем не используется в сфере неправительственных организаций. Очень редко требования к одежде носят формальный характер, то есть они не утверждены начальством. Чаще всего руководство следит, чтобы сотрудники были одеты к месту, не допускают вульгарных излишеств, неряшливого вида, перебора с украшениями».
Специалист апеллирует к фактам: финансово благополучные, представительные компании следят за своим имиджем, это и форма вежливости.
Нужен ли дресс-код нашим учителям? Если перевести это модное словечко в плоскость знакомых понятий и стряхнуть с него корпоративный налет, то мы говорим об этикете в одежде, правилах хорошего тона и культуре. Учитель по призванию эту меру должен чувствовать интуитивно и быть образцом вкуса. Но как назвать цветастую «клумбу» со шлейфом всевозможных ароматов, которая возникает на школьной линейке перед строгими рядами учащихся?
С началом учебного года мы наблюдаем это повсеместно. Диссонанс стал особенно резок с переходом на единую школьную форму для учеников. Преподаватель в коктейльном платье и тапочках на босу ногу требует строгого вида от подопечных, даже не думая вписаться в общую картину. В такой ситуации требования к внешнему виду учителя применять не только можно, но и нужно.
Надеемся, что главное образовательное ведомство не поймет суть проблемы превратно… Имеется в виду не расширение рынка бывшей «володарки», а цивилизованное восполнение культурного пробела.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать